Психологические процессы и психологические воздействия на потребителя в рекламе

Анализ психических процессов в рекламе должен проводиться опосредствован­но, на основе рекламных материалов, в качестве которых могут выступать практи­чески любые продукты рекламной деятельности.

В большинстве практических пособий по изготовлению рекламы обычно рас­сматривается несколько важных психических процессов, на основе которых стро­ится технология психологического воздействия рекламиста на потребителя. Чаще всего речь идет о внимании, памяти и эмоциях, показывающих позитивное или негативное отношение человека к рекламируемому продукту, фирме-изготовите­лю и непосредственно самой рекламе. Однако данными понятиями нельзя описать реальное поведение потребителя. Оно требует понимания психики как системы. Тогда специалист в области рекламы найдет точную и полную информацию о том, как данные психологические процессы будут работать на практике при восприятии конкретной рекламы и что нужно изменить для того, чтобы облегчить потенциальному потребителю процесс переработки информации. Психика как целое складывается из ощущения, восприятия, внимания, памяти, эмоции, мышления, воображения.

Ощущения.Ощущения позволяют человеку познавать лишь отдельные свойства объектов при их непосредственном влиянии на органы чувств. Они тесно связаны с други­ми психическими процессами, например, восприятием, эмоциями, памятью. Выделяют ощущения вкуса, цвета, запаха, звука и т. д.

В рекламе ощущения играют большую роль, хотя эта роль рекламистами, как показывает практика, чаще всего недооценивается. Огромное количество товаров, в частности пищевой, парфюмерной, табачной и других отраслей легкой промышленности, выпускается на рынок для удовлетворения потребности людей в ощу­щениях. Это создает проблему рекламы таких товаров, ведь средствами телевиде­ния, радио и прессы невозможно вызывать соответствующие ощущения, их нельзя также описать текстом или передать графическими образами. Поэтому чаще всего в рекламе изображают людей, получающих удовольствие от ощущений, создавае­мых такими товарами. А это не всегда убедительно. Требуются особые знания пси­хофизиологии, социальной психологии, физиогномики, психологии невербальных коммуникаций, чтобы найти нужные приемы с целью вызвать у потенциального покупателя соответствующие ассоциации и наиболее сильные эмоциональ­ные реакции, предъявляя ему не сами ощущения, а лишь некие замещающие их символы.

Восприятие.С помощью восприятия человек узнает и различает объекты, от­носит их к определенной категории, классифицирует. В результате восприя­тия возникают субъективные образы предметов – представления.В рекламе использование цвета или цветовых сочетаний, создающих определенные ощущения, может вызвать одни эмоциональ­ные впечатления, а использование тех же цветов или их сочетаний применительно к определенным узнаваемым объектам – другие.

При восприятии человеком чего-либо могут возникать так называемые иллюзии восприятия. В рек­ламе, особенно наружной, эти иллюзии широко используются и дают дополнитель­ный психологический эффект воздействия.

Психологи выделяют основные свойства восприятия: его избирательность, предметность, целостность, структурность, константность и другие. Люди не воспринимают все подряд. Избирательность восприятия определяется потребностя­ми человека, его мотивацией. Предметность определяется возможностью соотне­сения знаний о предметах с самими воспринимаемыми предметами. Здесь боль­шую роль играют психологические установки. В качестве таких установок можно рассматривать рекламу, учитывая ограниченность данного понятия и важность других мотивационных факторов. Окружающие человека объекты воспринимаются целостно. Это означает, что отсутствие некоторых деталей, элементов такого объекта не мешает его восприя­тию и узнаванию. Константность восприятия определяется тем, что форма, цвет, размеры объекта воспринимаются стереотипно, независимо от того, как объект представлен вос­приятию.

Внимание. Внимание – это психический процесс, проявляющийся в особой форме активнос­ти человека, которая выражается в направленности сознания на значимые для него явления и его сосредоточенности на внешних предметах или внутренних пережи­ваниях. Внимание также отвлекает человека от вещей второстепенных.В настоящее время для исследования внимания на практике психологами часто используется довольно сложная аппаратура, позволяющая фиксировать движение человеческих глаз по рекламным объектам (билбордам, скайбордам, брандмауэрам, вывескам, витринам).

Мониторинг рекламы (телевизионной, наружной, в прессе) дает огром­ное количество примеров тому, что очень часто привлечение внимания к рекламе рассматривается в качестве основной задачи и многими рекламодателями. Одной из причин особого отношения рекламистов к фактору привлечения вни­мания к рекламе является наличие конкуренции. Однако следует особо подчеркнуть, что абсолютизация какого-либо одного психического процесса в рекламе, пусть даже такого важного, как внимание, и повер­хностное отношение к другим, в целом ряде случаев может приводить рекламода­теля к существенным финансовым потерям.

Память. В зависимости от со­держания материала, который запоминается, выделяют память образную, словес­но-логическую, двигательную, эмоциональную.

Образная память позволяет человеку запоминать образы, возникающие в созна­нии на основе соответствующих анализаторов. Различают память зрительную, слу­ховую, тактильную, обонятельную и пр. Содержанием памяти словесно-логичес­кой являются понятия, суждения, умозаключения. Эмоциональная память позво­ляет человеку запоминать эмоции и чувства, а двигательная – движения (трудовые, игровые и пр.).

Память не существует обо­собленно и на практике не может рассматриваться как отдельный фактор актив­ности человека. Память тесно связана с вниманием, эмоциями, мотивацией и пр.

При исследовании процессов памяти в рекламе, запоминания, узнавания и вос­произведения информации психологи большое значение придают понятию «ассо­циации». Реклама запоминается тем сильнее, чем многочисленнее и ярче вызываемые ею в сознании читателя ассоциации идей.

Эмоции. Большинство исследователей-психологов склонны считать, что для достижения сильного психологического эф­фекта воздействия рекламы на потребителей необходимо, чтобы реклама вызыва­ла положительные эмоции. Хотя хорошо известна и другая точка зрения, при ко­торой реклама, вызывающая неприятные эмоции, раздражение, страх и даже агрессию, также может быть эффективной. Разумеется, под эффективностью здесь понимают только увеличение количества продаж, привлечение внимания к рекла­ме и ее запоминание.

Мышление. Анализируя мышление как важный психический процесс, который необходи­мо изучать в связи с решением вопроса об эффективности рекламы, следует пом­нить о том, что, отрывая мышление от жизни и потребностей, закрывается путь к объяснению свойств и назначению мышления определять образ жизни и поведения, изменять действия людей.

Мышление отдельных людей может различаться по таким характеристикам, как самостоятельность, критичность, гибкость, глубина, широта, скорость и др. На основе мышления, его главных характеристик и механизмов осуществляется такой важный процесс, как принятие решений. Принятие решения для упрощения часто рассматривают как выбор. Именно это свойство мышления – участвовать в процессе анализа условий, их сравнения и принятия решения – оказывается крайне важным для психологии рекламы, так как проблема сравнения и выбора всегда стоит перед человеком, ко­торый живет в мире разнообразных реклам и товаров.

Воображение. Психологические исследования в рекламе предполагают изучение психических процессов не только потребителя, воспринимающего рекламу, но и рекламиста, который ее делает. Воображение тесно связано с мышлением, интеллектом и другими психически­ми процессами. При этом, чем разностороннее человек, чем шире его кругозор, – тем, как правило, лучше развито его воображение. Здесь также важно отметить связь воображения и эмоций.

Важной психологической проблемой изучения процессов воображения в рек­ламе является анализ творческой деятельности художников, дизайнеров, копирайтеров, режиссеров с точки зрения возможной патологии психических процессов и установления рекламных коммуникаций. Современная отечественная реклама во многом основана на двусмысленности, иносказании, метафорах, преувеличениях, мифах, эпатаже.

Изучение психологических процессов открывает огромные перспективы для рекламы, однако се­годня настоящего объединения рекламной деятельности и научной психологии, к сожалению, пока еще не произошло.

Когда рассматриваются психические процессы в условиях одностороннего воз­действия рекламиста на потребителя, то схема анализа чаще всего сводится к соот­ношению творческого воображения рекламиста и восприятия потребителя. При этом задача психолога состоит в том, чтобы следить за тем, чтобы воображение рекламиста не выходило за рамки психологических возможностей потребителя, а восприятие последнего всегда было точным, безошибочным, чтобы разные потребители воспринимали рекламу однозначно. Только это позволяет контроли­ровать процесс воздействия, осуществлять процесс экономически эффективного медиапланирования.

 

Психологические особенности размещения рекламы в различных средствах массовой информации.