Заключительное примечание к части третьей

Часть третью с частями первой и второй объединяет тема шаткости и ненадежности мира. Мы ожидаем и выискиваем линейные отношения и радуемся, когда их находим; но мы стремимся игнорировать более частые нелинейные отношения, потому что они неудобны и ставят нас в тупик. И все же главная мысль части третьей заключается в том, что нелинейные отношения можно понять и извлечь из этого огромную пользу.

Значительную помощь в бизнесе может оказать концепция хаоса, которая подчеркивает важность «начальных условий": рынки, отношения и корпорации эволюционируют в результате начальных, случайных событий, а потом быстро замораживаются в моделях, сформированных на начальном этапе. Кроме того, хаос раскрывает нам фрактальную природу бизнеса, и правильное понимание этого факта может избавить нас от множества проблем.

Теория сложности объясняет, как возникают системы и как они организовывают сами себя в нечто отличное от своих составных частей: явление, внушающее благоговение, одновременно конструктивное и деструктивное.

Принцип 80/20 — это тоже очень полезный закон силы, показывающий, что конкретный тип нестабильности пронизывает всю структуру Вселенной и позволяет нам, почти безотказно, извлекать больше из меньшего.

Нелинейная, порывистая природа рыночного роста и технологических перемен — это то, что при правильной оценке может помочь нам отделить причуду от тенденции (частное от общего), посоветовать, стоит ли нам переводить новый продукт или бизнес через точку опрокидывания, и дает нам возможность подметить то, что может иметь глобальный успех. Проникновение в суть сетевого и электронного бизнеса может, помимо прочего, подсказать нам, когда появляется возможность создания значительных объемов новой стоимости и как оказаться на правильной стороне исключительно неравномерного деления созданной собственности.

И, наконец, парадокс накопления, закон энтропии и закон непредусмотренных последствий одновременно помогают нам не попасть в систематические ловушки успеха и учат, как продлить успех, избегая этих ловушек.

Вторая общая тема части третьей — это напряженные отношения между попустительством и вмешательством. В нелинейных системах мы имеем дело с некоторыми исключительно могущественными силами природы. Мы видели, как работают разные типы «невидимых рук», иногда производя исключительно приятные результаты, а порой яростно разрушая наши самые продуманные планы. Однако, так же как в случае с силами биологии и физики, мы должны добиться равновесия между противоположными ошибками автоматического подчинения законам силы с одной стороны и игнорирования их — с другой. Законы существуют, и нам следует это учесть. Но далеко не всегда кто силен, тот и прав; то, что есть, это не то, что должно быть; природа тоже допускает ошибки и не является изначально благодатной. Это же в полной мере относится к рынкам, феномену быстрого роста, преуспевающим корпорациям и к самоорганизации. Прогресс требует, чтобы мы направляли природу и ее силы, использовали их для наших собственных целей и вмешивались, когда они угрожают цивилизации и ее плодам.

Суть третьей и последней темы части третьей состоит в том, что бизнес и силы, действующие внутри и вокруг него, не слишком отличаются от «жизни, Вселенной и всего остального». Все законы силы применимы к жизни в целом; они действуют в бизнесе, потому что бизнес — это часть жизни. Следовательно, мы можем использовать сведения, собранные за стенами коммерции. Но отсюда же следует, что взгляд на бизнес как на отдельную территорию — анклав со своими собственными конвенциями и законами, таинственную область, запретную для остального общества, квази-средневековую гильдию с собственным управлением, поле для изучения, требующее своих собственных ученых, ландшафт, который может безопасно игнорировать общие понятия о том, как жить счастливой и полной жизнью и вести себя ответственно перед окружающими — глубоко ошибочен. Бизнес — это неотъемлемая часть противоречивой реальности, управляемой нелинейными законами.

Мы сумели построить безграничную корпорацию и безграничный рынок. Теперь пришла пора для безграничного бизнеса, безграничного знания, безграничной технологии; пришла пора бизнесу, науке и знанию обнажиться перед человечеством и обществом; пришла пора для такой точки зрения, которая позволит нам увидеть, как ведут себя вещи и как мы можем добиться успеха, и которую в равной степени можно применить к бизнесу и ко всем остальным сферам жизни.

 

>

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
НУ И ЧТО?