Заключительное примечание к части первой

В главе 1 мы увидели, что эволюция происходит на многочисленных уровнях, но всегда представляет собой один и тот же процесс наследования, экспериментирования, изменения, отбора вариаций, лучше всего приспособленных к условиям жизни, и жесткого отсеивания неудачных вариаций. Несмотря на то что процесс проходит очень медленно, эволюция приводит к поразительным результатам, включая пышное цветение всех форм жизни, произошедших из одного первоначального источника. Эволюция продвигается вперед, создавая новые вариации и виды, выделяющиеся из существующих форм жизни, и уничтожая виды, приспособленные хуже других.

Двигателем всего процесса являются гены с подобной химической структурой, но разными генетическими кодами. Как мы видели в главе 2, гены — это репликаторы, сотрудничающие друг с другом в поисках носителей — животных и растений, — которые обеспечивают генам выживание и воспроизводство. Мы также увидели, что наш вид уникален в том, что изобрел мемы — единицы передачи культурной информации в форме языков, искусства, архитектуры, науки, традиций и способов ведения дел, включая предпринимательство. Мемы предоставляют нам возможность управления генами и перевода эволюции на качественно новый уровень.

Кроме того, мы исследовали Теорию Генов Бизнеса. Базовой единицей стоимости в бизнесе, сходной с ДНК в биологии, является единица полезной экономической информации. Это тоже мем, но чтобы не путать его с мемами, не имеющими отношения к бизнесу, мы назвали его геном бизнеса. В категорию генов бизнеса входят основные технологии, идеи, продукция, умения и навыки, а также руководители и предприниматели. Для достижения своих целей они составляют комбинации с другими генами бизнеса и находят себе носителей, обеспечивающих их воспроизводство: более совершенные технологии, крупные и мелкие корпорации, рынки, каналы сбыта и носителей знания, таких как книги, институты и университеты. Прогресс бизнеса обеспечивается экспериментами, новыми комбинациями генов бизнеса и борьбой за жизнь между генами бизнеса. Корпорации — это одноразовые носители, чья задача обеспечить воспроизводство постоянно улучшающихся генов бизнеса.

Глава 3 посвящена экспериментам советского ученого Г. Ф. Гаузе с микроорганизмами. Его «войны в пробирках» послужили доказательством того, что в условиях ограниченности ресурсов организмы одного вида сражаются насмерть, а организмы близких видов сотрудничают и выживают. Гаузе также показал, что если один вид может вторгнуться на территорию другого, а тот не сможет ответить тем же, то первый вид становится господствующим. Далее он продемонстрировал разницу между сосуществованием, когда каждый вид может вторгнуться на территорию другого, и бистабильностью, когда ни один из них не пересекает чужих границ.

Мы пришли к выводу, что гены бизнеса и корпорации должны дифференцироваться от других, чтобы выжить. Им также нужно занять позиции, которые не смогут захватить конкуренты, предпочтительно такие, где они могли бы господствовать, нападая на виды, которые не могут нанести ответный удар.

Кроме того, в главе 3 рассматривается концепция экологических ниш как уникальных способов заработать на жизнь на конкретном участке экономики природы. Она подкрепляет идею жизненной необходимости специализации и дифференциации для увеличения благосостояния.

Главу 4 мы посвятили обзору Эволюционной Психологии и рассуждениям о плохой сочетаемости намерений наших генов и требований современной деловой жизни. Наши гены все еще запрограммированы на жизнь в каменном веке, до того как появились сельское хозяйство и торговля. Жизнь в саваннах была тяжела и опасна. Человек каменного века выжил, позволяя эмоциям одерживать верх над разумом, принимая быстрые решения в соответствии с первым впечатлением, сплачиваясь в небольшие общины численностью до 150 человек, проявляя дружелюбие, развивая специализацию и сотрудничество внутри общины, демонстрируя неоправданный оптимизм, ударяя себя в грудь, подчиняясь сильнейшим и следуя стадному инстинкту, проявляя готовность сражаться с другими общинами, избегая риска во всех случаях, когда не было непосредственной угрозы для жизни, и яростно сражаясь, когда такая угроза возникала.

В то время как некоторые их этих качеств —таких как склонность к проявлению дружелюбия и конструктивной работе в команде — вполне пригодны для современного бизнеса, большинство из них таковыми не являются. Эволюционная психология помогает объяснить патологию многих крупных организаций, в которых часто наблюдается напряженность между формальной и неформальной структурой, засилье неформального подчинения авторитетам, нездоровое пристрастие к иерархии и нежелание брать на себя ответственность, отрицание негативной обратной связи, социалистическое отношение к вознаграждениям, постоянные трения между функциональными и территориальными подразделениями, враждебность к чужакам и внутри и вне корпорации, стадное поведение и конформизм, замалчивание конфликтов и искоренение ереси, привычка ожидать неоправданно оптимистических результатов, стремление избегать риска и паники, когда дела оборачиваются плохо.

Мы предложили два способа преодоления разногласий между неолитическими генами и современной корпоративной жизнью. Первый — это адаптация нашего поведения: изменение врожденных пристрастий, охлаждение эмоций, внимание к критике, конфликтам и противоположным точкам зрения, использование трезвого расчета и опыта при составлении реалистичных и даже пессимистичных прогнозов, такое же открытое сотрудничество с членами как внутри своей, так и других групп, готовность идти на повышенный риск, подавление в себе желания создать общественное положение или польстить вышестоящим, и, оказавшись под давлением, вести себя рассудительно и конструктивно. Второй способ — это адаптация корпоративной жизни к требованиям генов и создание организаций численностью не более 150 человек.

И, наконец, в главе 5 мы рассмотрели вопрос человеческого сотрудничества. Люди научились сотрудничать и жить в больших взаимосвязанных группах, все более дифференцированных и сложных обществах, связанных деловыми отношениями и торговлей. В основе этого процесса располагаются гены бизнеса — традиции, идеи, информация, технологии и навыки, которые могут передаваться от одного человека другому без всякого секса или естественного отбора.

Мы увидели, что конкуренция и сотрудничество — это две стороны одной медали, включающие в себя связи между генами бизнеса, их носителями и способом создания богатства путем поощрения эгоизма каждого из генов бизнеса и отдельных людей, и использование этого эгоизма для создания коллективных преимуществ, умножения богатства и ускорения прогресса. Кроме того, мы увидели, что сотрудничество — это более фундаментальный процесс, предшествующий конкуренции и требующий больше сознательных волевых усилий. Прогресс требует все возрастающего уровня сотрудничества между партнерами, готовыми принять дальновидную точку зрения на ценность совместных действий: партнерами, которые смотрят дальше разовых сделок и способны оценить потенциал непрерывного потока сделок, стимулируемых доверием и деловыми отношениями.

В части второй мы оставим биологию и обратимся к физике, в попытке понять второе измерение окружающих нас законов силы: свойств и взаимодействия материи и энергии.

 

>

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ЗАКОНЫ ФИЗИКИ
Физика Ньютона и физика XX века