Административные методы управления.
Методы менеджмента отличаются один от другого своей мотивационной характеристикой, т.е. тем, на активизацию каких мотивов поведения людей они ориентированы.
В соответствие с этим методы управления подразделяются на:
· Административные,
· Экономические
· Социально-психологические.
Основным ограничением при выборе административных методов является необходимость их соответствия правовым нормам, при выборе экономических методов – их соответствие экономическим законам, а при выборе социально-психологических методов – их соответствие морально-этическим нормам.
Любой человек, вступая в производственный коллектив, принимает на себя определенные обязанности и ответственность за качественное выполнение соответствующей работы и в известной мере ответственность за результаты работы коллектива в целом. Поэтому необходима некоторая группа методов управления, с помощью которых определяются:
1) Место коллективов и отдельных работников в системе производства и управления;
2) Их права, обязанности и мера ответственности;
3) Способы координации их действий и взаимосвязи в процессе производства и управления и т.д.
Такими методами и являются административные (организационно-распорядительные) методы управления, которые имеют следующие особенности:
· Оказывают прямое воздействие на волю подчиненных, что проявляется в однозначности отдаваемых распоряжений и в обязательности выполнения любого административного акта;
· Носят безвозмездный характер, не предусматривающий стимулирования;
· Требуют наличия и использования действенной системы контроля за их исполнением;
· Требуют не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий.
Организационно-распорядительные методы – это методы на основе силы и авторитета, т.е. указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т.д.
Административные методы подразделяются на:
· организационные, ориентированные на использование в типичных ситуациях (в свою очередь подразделяются на регламентирование, нормирование и инструктирование),
· распорядительные;
· дисциплинарные.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ:
Сущность регламентирования заключается в установлении статуса и целей функционирования, полномочий, прав и ответственности, правил функционирования и критериев оценки деятельности объекта регламентирования.
В качестве объекта регламентирования может рассматриваться:
- организация в целом (основной регламентирующий документ – устав организации);
- структурное подразделение (основной регламентирующий документ – положение о подразделении или паспорт подразделения);
- должность в аппарате управления (основной регламентирующий документ – должностная инструкция или положение о должности);
- отношения между организацией и персоналом (основные регламентирующие документы – правила внутреннего распорядка, правила приема на работу и увольнений);
- технология выполнения управленческих работ (основные регламентирующие документы – технологический паспорт и схемы документооборота в организациях и подразделениях).]
Нормирование как метод управления использует нормы, имеющие конкретное числовое выражение, и нормативы, которые носят общий, типовой характер и являются основой для разработки норм.
Выделяют следующие основные виды нормирования:
- численности, т.е. определения количества людей, необходимых для выполнения определенной работы;
- выработки и обслуживания, т.е. определения количества выполняемых производственных операций в единицу времени, количества единиц производственной продукции, количества обслуженных клиентов или оказанных услуг за определенное время;
- управления, т.е. определения количества подчиненных у одного руководителя;
- расхода ресурсов, т.е. определения количества ресурсов, расходуемых при выполнении какой-либо работы.]
Целью инструктирования является ознакомление работников с условиями работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами, последствия невыполнения какого-либо задания. Соответственно выделяют следующие виды инструктирования: ознакомление, совет, объяснение, предостережение, разъяснение. По форме осуществления инструктирование подразделяют на устное и письменное, индивидуальное и коллективное.
РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ.
Данные методы применяются при необходимости вмешаться в процесс производства и управления для устранения существующих отклонений или реализации представившихся возможностей. Они осуществляются в следующих формах:
- приказа – документа, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки выполнения заданий, указаны исполнители и условия выполнения этих заданий, а также определено должностное лицо, осуществляющее контроль за исполнением заданий; издает приказ руководитель организации, которому делегированы соответствующие полномочия;
- постановления, которое принимается на уровне всего предприятия совместно администрацией и общественными организациями;
- распоряжения – устного или письменного требования к подчиненным выполнить определенные виды работ с целью решения каких-либо вопросов (издаются, как правило, функциональными руководителями или линейными руководителями среднего уровня);
- указания, которое осуществляется в устной форме, используется на низшем уровне управления.
ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ.
Дисциплинарное воздействие регламентируется КзоТ и применяется в случае невыполнения работником своих функциональных обязанностей. Право на его осуществление имеет только руководитель, выступающий в роли работодателя.
Основные преимущества административных методов:
· Позволяют установить строгую дисциплину производственного и управленческого персонала;
· Обеспечивают выбранную технологию производства и управления;
Основные недостаткиадминистративных методов:
· Не способствуют развитию творческого начала личности;
· Приводят к концентрации власти;
· Требуют обязательного оформления всех принимаемых решений, что отрицательно влияет на время их реализации;
· Часто негативно оцениваются персоналом.