Глоссарий по дисциплине «Управление проектами»

 

Аппарат управления проектом – административно-управленческий персонал, т.е. менеджеры, специалисты, технические и вспомогательные исполнители, выполняющие определенные функции по управлению проектом.

Бизнес-план проекта – коммерческий документ, предназначенный для всестороннего обоснования целесообразности реализации проекта и оценки желаемых результатов.

Виды проектов – классификация и подразделение проектов по характеру их предметной области. Можно выделить некоторые особенности и типичные условия, позволяющие отличить друг от друга следующие виды проектов: инновационные, экономические, организационные, учебно-образовательные, проекты исследования и развития, социальные, комбинированные (смешанные).

Внешнее окружение проекта – факторы, являющиеся внешними по отношению к проекту и оказывающие прямое и косвенное воздействие в глобальном внешнем окружении проекта.

Внутренняя среда проекта – факторы, которые характеризуют условия его успешной реализации и действуют внутри самого проекта. Все они тесно связаны между собой и особенно внимательно контролируются руководителями проекта.

Дерево целей проекта – схема представления иерархической декомпозиции системы целей проекта. Миссия проекта, т.е. его основная общая цель, детализируется на цели, подцели и задачи более низкого уровня. Установленный приоритет целей определяет, что нижний уровень задач проекта обеспечивает выполнение целей более высокого уровня. Представление целей осуществляется с верхнего уровня. Дерево целей представляет собой графическую модель соподчиненности целей проекта с учетом их взаимосвязей.

Диаграмма Ганта – горизонтальная линейная диаграмма, на которой задачи проекта представляются протяженными во времени отрезками, характеризующимися датами начала и окончания, задержками и, возможно, другими временными параметрами. Процесс сетевого планирования предполагает, что вся деятельность будет описана в виде комплекса работ или работ с определенными взаимосвязями между ними.

Процесс разработки сетевой модели включает в себя:

§ определение списка работ;

§ оценку времени работ;

§ определение зависимостей между работами.

Длительность проекта – суммарная продолжительность всех

рабочих периодов (не включая праздники или другие нерабочие периоды), необходимых для осуществления работ по проекту.

Договорная цена в управлении проектом – цена, устанавливаемая по договоренности между участниками проекта, которые являются договаривающимися сторонами.

Документооборот в управлении проектом – процесс циркулирования документов во внутренней среде проекта с момента их создания (или получения) до завершения проекта.

Жизненный цикл проекта – концепция, описывающая ступени существования проекта с момента возникновения идеи до полного завершения всех работ. Процесс осуществления проекта протекает во времени, поэтому жизненный цикл проекта складывается из совокупной продолжительности ступеней развития проекта. Жизненный цикл принято разделять на фазы, фазы - на стадии, стадии – на этапы. Эти характеристики зависят от параметров конкретного проекта, условий его осуществления, однако логика и основное содержание процесса развития различных проектов во всех случаях являются общими.

Задача в управлении проектом – предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена установленным способом в заранее оговоренные сроки входе выполнения проекта.

Заказчик проекта – главная сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его результатов.

Инвестиции в управлении проектом – вложения частного или государственного капитала, имущественных или интеллектуальных ценностей в проект.

Инвестор(ы) проекта – сторона(ы), осуществляющая инвестиции в проект.

Инженер проекта – участник проекта, который несет ответственность за руководство и координацию работ по всем техническим аспектам проекта за весь период жизненного цикла.

Инициатор проекта – сторона, являющаяся автором главной идеи проекта, его предварительного обоснования и предложений по осуществлению проекта.

Информационные системы управления проектом – системы сбора, хранения, накопления, поиска и передачи данных, применяемых в системе управления проектом.

Инфраструктура проекта – комплекс факторов, которые создают сферу обслуживания выполнения проекта на всех его фазах – от создания концепции проекта и его технико-экономического обоснования до оперативного управления и завершения.

Качество проекта – наличие уникальных существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один проект от другого.

Качество управления проектом – характеристика соответствия состояния системы управления проектом, сложившейся управленческой ситуации.

Классификация проектов – системное распределение проектов, по каким либо существенным признакам для удобства их изучения.

Команда проекта – состав исполнителей проекта. Эта группа людей объединяется для удовлетворения своих потребностей и, реализации целей проекта. Создается на период осуществления проекта.

Коммерческий анализ проекта – оценка проекта с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом.

Коммерческий проект – вид проекта, в котором главной целью является осуществление торговли и торговых операций. Предметной областью такого проекта является реализация любого замысла в области снабжения, сбыта и хозяйственно-финансовой деятельности.

Конкурентоспособность проекта – набор характеристик, который обеспечивает ему преимущества на рынке проектов.

Контрактор проекта – один из членов команды проекта, руководитель службы контроля работ по проекту, несет ответственность за планирование и контроль всех работ.

Концепция проекта – системное представление о проекте, определяющее его основные элементы и взаимодействия между ними. Концепция проекта определяет его идею и временные рамки, схему и принципы разработки и реализации проекта.

Критический путь – полный путь в сети, именно длительность критического пути определяет наименьшую общую продолжительность работ по проекту в целом.

Маркетинг проектов – самостоятельная подсистема управления проектом, в которой исследуются рынок проектов, потребности в различных видах проектов и возможности удовлетворения ее за счет реализации проектов в отраслях и сферах деятельности.

Матрица РАЗУ (разделения административных задач управления) – составная часть организационного инструментария управления проектом, позволяющая руководителю проекта разделить задачи управления по подразделениям и исполнителям (внутри команды проекта), а также по другим участникам проекта и обеспечить их комплексную реализацию.

Методы управления проектом – способы и приемы исследования и реализации процесса управления проектом.

Миссия проекта – идеальное представление и общественная роль проекта, и отражающая то, ради чего задумывается и реализуется проект; эта общая цель вызывает у каждого участника и у всего персонала проекта чувство приверженности идее проекта.

Мониторинг проекта – систематическое и планомерное от-слеживание процесса разработки и реализации проекта.

Методы сетевого планирования – методы, основная цель которых заключается в том, чтобы сократить до минимума продолжительность проекта. Основываются на разработанных практически одновременно и независимо методе критического пути (МКП) и методе оценки и пересмотра планов ПЕРТ.

Надежность в управлении проектом - способность принимать удовлетворительные решения в течение всего времени функционирования системы управления проектом.

Обеспечение проекта – одна из интегрированных функций управления проектом, позволяющая осуществлять привлечение материально-технических, человеческих и информационных ресурсов, необходимых для реализации проекта.

Объект управления проектом – сам проект, его элементы, а также деятельность по разработке и реализации проекта.

Ограничения проекта – допустимые рамки на цели и результаты проекта, определяющие количественные характеристики и допущенные пределы (границы) объемов, качества, сроков реализации проекта, расходов и доходов проекта, потребляемых ресурсов, проектных рисков, и т.д.

Окончание проекта – момент (факт) ликвидации проекта, засвидетельствованный документально.

Оперативное управление проектом – процесс целенаправленного воздействия на элементы проекта путем своевременного принятия эффективных мер по ликвидации выявленных отклонений фактических показателей проекта от планируемых показателей.

Организационные структуры управления проектом – совокупность взаимосвязанных ступеней (иерархия) и звеньев управления, комплексно реализующих функцию управления проектом.

Организационный инструментарий управления проектом – совокупность методов и моделей управления проектом, позволяющая наглядно представить, спроектировать, организовать и контролировать процесс разработки и реализации управленческих решений по проекту.

Оценка проекта – периодическая процедура, возникающая на всех стадиях жизненного цикла проекта, связанная со сравнением плановых и фактических показателей проекта для принятия эффективных управленческих решений.

ПЕРТ (PERT) - метод сетевого планирования работ по реализации проекта. Используется для планирования работ, оценки риска, контроля стоимости и управления ресурсами.

Планирование проекта – первая из последовательно реализуемых видов управленческой деятельности. Процесс экономического обоснования цели проекта, определения комплекса последовательно выполняемых работ, средств, методов и ресурсов, необходимых для достижения конечных результатов проекта.

Показатели проекта – характеристики проекта, вытекающие из его целей и задач. Основными показателями проекта выступают:

-продолжительность (сроки выполнения) проекта; -объемы работ;

-ход и темпы реализации работ;

-стоимость, соотношение затрат и результатов проекта, при-быль;

-качество работ и проекта;

-коммерческий риск, надежность; -конкурентоспособность;

-общественная значимость проекта.

Предметная область проекта – содержательная сущность проекта:

-цели проекта;

-задачи;

-объемы работ и ресурсов, необходимых для их достижения

Управление предметной областью осуществляется через процессы определения целей, разработки концепции, планирования, учета, контроля выполнения и завершения проекта.

Проект - ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями по стоимости и качеству результатов и специфической организацией.

Проект-менеджер – управляющий проектом, ответственный за успешную реализацию проекта, руководящий командой и координирующий действия всех участников проекта, владеющий разнообразными методами, позволяющими принимать обоснованные решения на протяжении всей жизни проекта и умеющий использовать технику и инструментарий управления проектом, опирающийся на современные научно-технические и экономические знания, теорию и методологию управления проектами.

Проектно-матричные структуры – структуры управления проектом, созданные на основе функциональной структуры управления, отношения в которой базируются на прямых вертикальных связях руководства – подчинения.

Проектный контракт – юридический документ, согласие двух или более сторон на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в установленные сроки.

Проектный анализ – комплексная процедура, проводимая кА на фазе прединвестиционных исследований для принятия окончательного решения об инвестировании

проекта на основании разработанного ТЭО проекта, так и периодически на стадиях проектирования и реализации для соизмерения целей и результатов проекта.

Проектный институт – юридическое лицо, участник проекта, задачей которого является комплексная разработка проектно-сметной документации.

Психология в управлении проектом – использование принципов, законов и закономерностей поведения личности, ее психологический свойств и особенностей, потребностей, интересов и мотивов для рационального воздействия на персонал проекта и его деятельность, направленную на достижение целей проекта.

Разработка проекта – фаза проекта, содержанием которой является разработка основных компонентов проекта (определение основных характеристик) и подготовка к его реализации.

Реализация проекта – стадия проекта ( в некоторых источниках фаза проекта), содержанием которой является выполнение основных работ по проекту, необходимых для достижения его целей.

Результат проекта – итог какого-либо действия, завершенный и сданный заказчику проект, соответствующий действующим стандартам или техническим условиям. Главным является достижение конечных целей проекта, подведение итогов, разрешение конфликтов и закрытие проекта.

Ресурсы проекта – совокупность условий, которые дают возможность реализовать цели проекта: организационная структура, кадровый потенциал, бюджет, информационное обслуживание, материально-техническая база.

Рынок проектов – сфера товарного обращения на основе купли-продажи разнообразных проектов и конкуренции между владельцами проектов.

Сетевые модели в управлении проектом – сетевые модели, полезны для сложных проектов с различными взаимосвязями между участниками и временными ограничениями разного типа.

Сетевая диаграмма (сеть, граф сети, PERT-диаграмма) – графическое отображение работ проекта и зависимостей между ними. В планировании и управлении проектами под термином «сеть» понимается полный комплекс работ и вех проекта с установленными между ними зависимостями. Сетевые диаграммы отображают сетевую модель в графическом виде как множество вершин, соответствующих работам, связанных линиями, представляющими взаимосвязи между работами. Этот граф, называемый сетью типа «верши-на-работа» или диаграммой предшествования-следствия, является наиболее распространенным представлением сети. Существует другой тип сетевой диаграммы – сеть типа «вершина-событие», который на практике используется реже. При данном подходе работа представляется в виде линии между двумя событиями (узлами графа), которые в свою очередь, отображают начало и конец данной работы (диаграммы PERT).

Характеристика проекта – технико-экономические показатели:

-объем работ;

-сроки выполнения; -стоимость;

-прибыль;

-себестоимость;

-качество;

-коммерческий риск;

-конкурентоспособность;

-социальная и общественная значимость и др.

Цель управления проектом – желаемый результат или желаемое возможное состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определение цели считается одним из наиболее трудных и ответственных моментов в реализации проекта. Цели должны быть конкретными, реальными, поддающимися контролю.

Экспертиза проекта – рассмотрение, исследование какого-либо проекта, требующего специальных знаний, для того чтобы дать мотивированное заключение.

Эффективность проекта – соотношение финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности.

Эмерджентные свойства управления проекта – особенность системы проявлять свойства, не присущие ни одному из входящих в ее состав элементов, выражающихся либо в повышении результативности ее деятельности, либо в появлении у системы свойств, не присущих ни одному из входящих в ее состав элементов.

 

 

15. Тематический план учебной дисциплины по заочной форме обучения