Стандартизированные системы менеджмента качества на предприятиях (хозяйствующих субъектах).

Управление качеством проекта требует системного подхода, реализация которого в современной практике осуществляется в виде создания стандартизированных систем менеджмента качества, представляющих собой совокупность документированных методик и средств планирования, обеспечения и контроля качества, выполняемых специально назначенными структурными единицами организации (предприятия или проекта).

В рамках управления отдельно взятым проектом, как правило, специальной системы менеджмента качества не разрабатывается, но при этом основные участники должны обладать такими системами, а также иметь документированное соглашение, в котором прописываются совместные решения по взаимодействию их систем менеджмента качества. В некоторых случаях целесообразно привлекать специализированные фирмы для создания и внедрения таких систем менеджмента качества.

Система документации по качеству предприятия/компании включает в себя следующие документы:

» руководство по качеству (описывает систему качества в целом);

» методологические инструкции по элементам системы качества;

» рабочие инструкции (описывают отдельные комплексные технологические процессы);

» контрольные инструкции (описывают отдельные процедуры проведения контрольных и испытательных мероприятий);

» нормативную документацию и техническую литературу.

Ниже приведена краткая характеристика каждого из перечисленных видов документации по качеству.

Руководство по качеству охватывает все применяемые элементы стандарта на систему качества, необходимые для предприятия. Примерное содержание руководства по качеству приведено ниже:

» общие положения;

» заявление руководства предприятия/компании;

» характеристика предприятия/компании;

» элементы системы качества;

» приложения.

Важнейшим элементом руководства является регламентация ответственности по системе качества — аналог матрицы ответственности (см. п. 13.5).

Методологические инструкции по элементам качества. Стандарты ISO 9001 и EN 29001 призваны обеспечить качество при проектировании, разработке, производстве, монтаже, обслуживании и включают в себя элементы:

1. Ответственность руководителей;

2. Систему качества;

3. Анализ контрактов;

4. Управление проектированием;

5. Управление документацией и данными;

6. Закупки (материально-техническое обеспечение проектов);

7. Управление продукцией, поставляемой потребителем;

8. Идентификацию изделия;

9. Управление процессом создания продукции;

10. Контроль и испытания;

11. Управление оборудованием для контроля, измерений и испытаний;

12. Статус контроля и испытаний;

13. Управление несоответствующей продукцией;

14. Корректирующие и предупреждающие действия;

15. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковку, консервацию и поставку;

16. Управление регистрацией данных о качестве;

17. Внутренние проверки качества;

18. Подготовку кадров;

19. Обслуживание;

20. Статистические методы.

Стандарты ISO 9002 и EN29002 призваны обеспечить качество при производстве и монтаже.

Стандарты ISO 9003 и EN29003 призваны обеспечить качество при контроле конечной продукции и ее испытании.

Указанные стандарты предполагают разработку, внедрение и актуализацию в рамках системы менеджмента качества так называемых методологических инструкций по каждому из 20 вышеперечисленных элементов системы качества. Состав инструкций регламентирован вышеупомянутыми стандартами.

Рабочие инструкции, в число которых входят:

» технологические карты;

» специальные разделы проектов производства работ;

» схемы операционного контроля.

Управление этим видом документации не регламентируется стандартами ISO-9000.

Контрольные инструкции, в число которых входит:

» входной контроль проектной документации, материалов, деталей, оборудования;

» контроль качества производственных процессов;

» проведение авторского надзора.

Нормативная документация и техническая литература. Данный обширный раздел документации по качеству может быть представлен несколькими подразделами, в том числе: отраслевыми/ общетехническими нормами и стандартами.

Так, в строительстве различают следующие виды нормативных документов: организационно-методические; общие технические нормативы; по градостроительству, зданиям, сооружениям; на инженерное оборудование зданий, сооружений и внешние сети; на строительные конструкции и изделия; мобильные здания и сооружения, инвентарь и оснастку; по экономике; справочники, учебники, методики для описания признанных нормативных положений.

Концептуальным моментом отечественных норм нового поколения является изменение их структуры и статуса:

» нормы предписывают конечные требования к качеству продукции, а не методы их осуществления;

» обязательными для исполнения являются нормы, регламентирующие безопасность, охрану окружающей среды, а также надежность и долговечность продукции предприятия;

» в технических разделах контрактов должны быть приведены нормативы, соблюдение которых является обязательным условием приемки продукции проектов

Стандарты, регламентирующие общие требования к качеству. Все работы по обеспечению качества основаны на использовании стандартов Международной организации по стандартизации (ISO), признанных в 1988 г. в СССР в качестве национальных стандартов. В рамках систем управления качеством используют серию стандартов ISO 9000 и эквивалентную ей серию EN 29000 (табл. 18.3.1).

ISOбыла создана в 1947 г. со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария). Эта неправительственная организация создана с целью разработки мировых стандартов, которые способствовали бы улучшению международных связей и кооперации, а также ускоренному развитию сбалансированной и равноправной международной торговли. В состав ISO входит 91 страна мира, на долю которых приходится 95% мирового промышленного производства. По состоянию на январь 1999 г. ISO разработала около 12 тыс. стандартов.

Таблица 18.3.1

Стандарты стран, эквивалентные стандартам ISO и EN

  ISO 9001 ISO 9002 ISO9003
  EN 29001 EN 29002 EN 29003
Австралия AS3901 AS3902 AS3903
Австрия ОЕ NORM-PREN 29001 OE NORM-PREN 29002 OE NORM-PREN 29003
Бельгия NBN X 50-003 NBN X 50-004 NBN X 50-005
Великобритания BS 5750:1987:Part l BS 5750:1987:Part 2 BS 5750:1987:Part 3
Венгрия MI 18991-1988 MI 18992-1988 MI 18993-1988
Германия DIN ISO 9001 DIN ISO 9002 DIN ISO 9003
Дания DS/EN 29001 DS/EN 29002 DS/EN 29003
Индия IS: 10201 Part 4 IS: 10201 Part 5 IS: 10201 Part 6
Ирландия IS 300 Part 1/ISO 9001 IS 300 Part 2/ISO 9002 IS 300 Part 3/ISO 9003
Испания UNE 66 901 UNE 66 902 UNE 66 903
Италия UNI/EN 29001 UNI/EN 29002 UNI/EN 29003
Китай GB/T 10300.2-88 GB/T 10300.3-88 GB/T 10300.4-88
Малайзия MS 985/ISO 9001 MS 985/ISO 9002 MS 985/ISO 9003
Нидерланды NEN-ISO 9001 NEN-ISO 9002 NEN-ISO 9003
Новая Зеландия NZS 5601-1987 NZS 5602-1987 NZS 5603-1987
Норвегия NS-EN 29001:1988 NS-EN 29002:1988 NS-EN 29003:1988
Россия ГОСТ P ИСО 9001-96 ГОСТ P ИСО 9002-96 ГОСТ P ИСО 9003-96
США ANSI/ASQC 0,91 ANSI/ASQC Q92 ANSI/ASQC Q93
Тунис NT 110.19-1987 NT 110.20-1987 NT 110.21-1987
Финляндия SFS-ISO 9001 SFS-ISO 9002 SFS-ISO 9003
Франция NF X 50-131 NF X 50-132 NF X 50-133
Швейцария SN-ISO 9001 SN-ISO 9002 SN-ISO 9003
Швеция SS-ISO 9001: 1988 SS-ISO 9002: 1988 SS-ISO 9003: 1988
ЮАР SABS 0157: Part 1 SABS 0157: Part II SABS 0157: Part III
Югославия JUS A.K. 1.012 JUS A.K. 1.013 JUS A.K. 1.014

Вопросами качества в ISO ведает технический комитет ISO 176. Он координирует разработку и внедрение стандартов по системам контроля за качеством продукции, его повышения и обеспечения технологией, связанной со сферой качества.

В ведении технического комитета ISO 176 находятся стандарты серии ISO 9000 «Системы качества». Стандарты ISO 9000— 9004 имеют самое широкое распространение в мире стандартов по системам качества и, возможно, это самые важные стандарты по системам качества, которые когда-либо разрабатывались. Эти стандарты приняты большинством промышленно развитых стран мира и должны играть важную роль в Европейском экономическом сообществе. По мере достижения ЕЭС своей цели — превращения в крупнейший в мире потребительский рынок, фирмы, занятые в промышленности и в сфере услуг, все активнее начинают поддерживать деятельность технического комитета ISO 176 как важное средство развития международной торговли.

Для полноценного функционирования системы менеджмента качества необходимо ее соответствующее организационное обеспечение, т. е. наполнение ее необходимыми организационными ресурсами:

» сотрудниками, имеющими необходимую компетенцию, обязанности и ответственность;

» системой взаимодействия сотрудников;

» материально-техническими ресурсами: материалы, оборудование, приборы;

» финансовыми ресурсами.

Основным, системообразующим ресурсом здесь выступает организационная структура. Остановимся на обязательных требованиях к организационной структуре управления качеством, к числу которых можно отнести следующие:

» наличие ответственного от высшего руководства по системе качества;

» наличие постоянного структурного подразделения, ответственного за выполнение функций по управление качеством и постоянное совершенствование системы менеджмента качества;

» наличие сотрудников, ответственных за качество отдельного проекта.

Ответственный от высшего руководства по системе качества должен занимать пост не ниже заместителя руководителя всей организации (или проекта). В его обязанности входят следующие функции:

» организация работы всей системы;

» распределение обязанностей и полномочий в рамках системы менеджмента качества;

» разработка программы качества проекта (предприятия);

» разработка политики в области качества;

» проведение аудитов системы менеджмента качества.

Постоянный структурный орган по управлению качеством может представлять собой отдел из нескольких человек или же отдельного сотрудника. Такой отдел или сотрудник обычно подчиняется непосредственно уполномоченному от высшего руководства по системе качества. Отдел качества выполняет всю рутинную работу, связанную с планированием, обеспечением и контролем качества.

Присутствие сотрудника, ответственного за качество отдельного проекта, обязательно в случае, если организация занимается реализацией нескольких проектов или управляет проектом параллельно со своей основной деятельностью, имеющей самостоятельное значение. В такой структуре необходимы не только уполномоченный от высшего руководства и отдел качества, но и человек, организующий выполнение всех функций по управлению качеством в рамках своего проекта. В его обязанности также должны входить следующие работы:

» разработка программы качества проекта;

» корректировка документации по системе качества для нужд проекта;

» организация выполнения контрольных мероприятий в рамках проекта и пр.

Пример организационной структуры управления качеством в рамках организации, реализующей крупные инвестиционно-строительные проекты нефтегазового профиля, представлен на рис.