Основные фазы жизненного цикла проекта и их содержание.
Концепция жизненного цикла получила широкое распространение в экономике и менеджменте, но именно в управлении проектами она приобрела особую важность в силу специфических особенностей проекта как вида деятельности.
Проект отличается от рутинной деятельности предприятия, он имеет четко установленные сроки начала и завершения,
поэтому логично, что можно выделить фазы в течение этого срока.
Жизненный цикл проекта (Project Life Cycle) — набор обычно последовательных фаз проекта, количество и состав
которых определяется потребностями управления проектом организацией или организациями, участвующими в проекте. Жизненный цикл проекта — это модель его развития во времени, определяющая различные ситуации в процессе его реализации.
Развитие инвестиционного проекта проходит четыре фазы:
1. предынвестиционную;
2. инвестиционную;
3. эксплуатационную;
4. ликвидационно-аналитическую.
Предынвестиционная фаза связана с проведением крупномасштабного исследования, в ходе которого:
· формулируется ключевая идея, концепция инвестиционного проекта;
· анализируются инвестиционные возможности и потенциал;
· определяется технико-экономическая обоснованность идеи инвестиционного проекта;
· подготавливается экспертное заключение, включающее оценку идеи инвестиционного проекта.
Затраты в предынвестиционной фазе развития инвестиционного проекта на проведение исследования составляют около 0,7—5% от общей суммы инвестиций.
Завершает эту фазу оценка эксперта о состоятельности и реализуемости инвестиционного проекта, из которого следует целесообразность его дальнейшего развития.
Если из экспертного заключения следует рекомендация по дальнейшему развитию инвестиционного проекта, разрабатывается бизнес-план, содержащий информацию, необходимую для реализации инвестиционного проекта. На основании бизнес-плана формируется детальный проработанный план использования инвестиций, рабочий график осуществления проекта.
Инвестиционная фаза развития инвестиционного проекта включает:
· реализацию капитальных вложений;
· определение оптимального соотношения структуры активов;
· уточнение графика очередности ввода мощностей;
· заключение договора с поставщиками ресурсов;
· уточнение схемы финансирования проекта;
· отбор и набор персонала, необходимого для реализации проекта.
Эксплуатационная фаза развития инвестиционного проекта предполагает формирование планируемых ранее результатов и их оценку. Ключевая проблема на этой фазе состоит в обеспечении ритмичности реализации проекта и финансирования текущих затрат.
Ликвидационно-аналитическая фаза развития инвестиционного проекта требует решения следующих задач:
· ликвидации негативных последствий закончившегося или прекращаемого проекта;
· высвобождения оборотных средств и переориентации производственных мощностей;
· оценки и анализа соответствия поставленных и достигнутых целей, его результативности и эффективности.
Бизнес-план — документ, содержащий описание идеи инвестиционного проекта, препятствий его реализации, конкретных этапов его реализации, денежных потоков, связанных с проектом, и оценку его эффективности.
Бизнес-план необходим:
· инвесторам — для того чтобы оценить реалистичность инвестиционного проекта и его доходность и принять решение о финансовых вложениях;
· персоналу — для оценки собственных перспектив;
· организаторам финансового проекта — для эффективной координации всех мероприятий по инвестиционному проекту, его рационального планирования.
Инвестиционный проект начинается с идеи. Бизнес-план позволяет реализовать эту идею.
Планирование — необходимое условие любой предпринимательской деятельности. Начиная с 1994 г. в России использование бизнес-плана является обязательным для многих сфер, в первую очередь инвестиционной.
Бизнес-план служит объективной оценкой собственной, предпринимательской деятельности организации и необходимым инструментом проектно-инвестиционных решений, с учетом рыночной ситуации. В нем отражаются основные аспекты организации, анализируются проблемы и формулируются способы их решения.
Бизнес-план дает объективное видение возможностей развития организации, способов продвижения товара, цен, прогнозного состояния прибыли и других финансово-экономических результатов деятельности организации, определяет риски и пути их снижения.
К стимулам формирования бизнес-плана относятся:
· наличие спроса на продукцию, планируемую к производству;
· наличие предварительного соглашения с потенциальными потребителями продукции, выпускаемой организацией;
· наличие документации, необходимой для производства продукции;
· наличие производственных мощностей или возможностей их создания в короткие сроки, сырья и других ресурсов;
· вывод на рынок новой продукции;
· поиск инвесторов;
· потребность в стратегическом планировании деятельности организации