Основные фазы жизненного цикла проекта и их содержание.

Концепция жизненного цикла получила широкое распространение в экономике и менеджменте, но именно в управлении проектами она приобрела особую важность в силу специфических особенностей проекта как вида деятельности.

Проект отличается от рутинной деятельности предприятия, он имеет четко установленные сроки начала и завершения,

поэтому логично, что можно выделить фазы в течение этого срока.

Жизненный цикл проекта (Project Life Cycle) — набор обычно последовательных фаз проекта, количество и состав

которых определяется потребностями управления проектом организацией или организациями, участвующими в проекте. Жизненный цикл проекта — это модель его развития во времени, определяющая различные ситуации в процессе его реализации.

Развитие инвестиционного проекта проходит четыре фазы:

1. предынвестиционную;

2. инвестиционную;

3. эксплуатационную;

4. ликвидационно-аналитическую.

Предынвестиционная фаза связана с проведением крупномасштабного исследования, в ходе которого:

· формулируется ключевая идея, концепция инвестиционного проекта;

· анализируются инвестиционные возможности и потенциал;

· определяется технико-экономическая обоснованность идеи инвестиционного проекта;

· подготавливается экспертное заключение, включающее оценку идеи инвестиционного проекта.

Затраты в предынвестиционной фазе развития инвестиционного проекта на проведение исследования составляют около 0,7—5% от общей суммы инвестиций.

Завершает эту фазу оценка эксперта о состоятельности и реализуемости инвестиционного проекта, из которого следует целесообразность его дальнейшего развития.

Если из экспертного заключения следует рекомендация по дальнейшему развитию инвестиционного проекта, разрабатывается бизнес-план, содержащий информацию, необходимую для реализации инвестиционного проекта. На основании бизнес-плана формируется детальный проработанный план использования инвестиций, рабочий график осуществления проекта.

Инвестиционная фаза развития инвестиционного проекта включает:

· реализацию капитальных вложений;

· определение оптимального соотношения структуры активов;

· уточнение графика очередности ввода мощностей;

· заключение договора с поставщиками ресурсов;

· уточнение схемы финансирования проекта;

· отбор и набор персонала, необходимого для реализации проекта.

Эксплуатационная фаза развития инвестиционного проекта предполагает формирование планируемых ранее результатов и их оценку. Ключевая проблема на этой фазе состоит в обеспечении ритмичности реализации проекта и финансирования текущих затрат.

Ликвидационно-аналитическая фаза развития инвестиционного проекта требует решения следующих задач:

· ликвидации негативных последствий закончившегося или прекращаемого проекта;

· высвобождения оборотных средств и переориентации производственных мощностей;

· оценки и анализа соответствия поставленных и достигнутых целей, его результативности и эффективности.

Бизнес-план — документ, содержащий описание идеи инвестиционного проекта, препятствий его реализации, конкретных этапов его реализации, денежных потоков, связанных с проектом, и оценку его эффективности.

Бизнес-план необходим:

· инвесторам — для того чтобы оценить реалистичность инвестиционного проекта и его доходность и принять решение о финансовых вложениях;

· персоналу — для оценки собственных перспектив;

· организаторам финансового проекта — для эффективной координации всех мероприятий по инвестиционному проекту, его рационального планирования.

Инвестиционный проект начинается с идеи. Бизнес-план позволяет реализовать эту идею.

Планирование — необходимое условие любой предпринимательской деятельности. Начиная с 1994 г. в России использование бизнес-плана является обязательным для многих сфер, в первую очередь инвестиционной.

Бизнес-план служит объективной оценкой собственной, предпринимательской деятельности организации и необходимым инструментом проектно-инвестиционных решений, с учетом рыночной ситуации. В нем отражаются основные аспекты организации, анализируются проблемы и формулируются способы их решения.

Бизнес-план дает объективное видение возможностей развития организации, способов продвижения товара, цен, прогнозного состояния прибыли и других финансово-экономических результатов деятельности организации, определяет риски и пути их снижения.

К стимулам формирования бизнес-плана относятся:

· наличие спроса на продукцию, планируемую к производству;

· наличие предварительного соглашения с потенциальными потребителями продукции, выпускаемой организацией;

· наличие документации, необходимой для производства продукции;

· наличие производственных мощностей или возможностей их создания в короткие сроки, сырья и других ресурсов;

· вывод на рынок новой продукции;

· поиск инвесторов;

· потребность в стратегическом планировании деятельности организации