Примерные темы эссе, проектов, рефератов, дискуссий для подготовки к практическим занятиям (задания для оценки умения оперировать знаниями и применять их для выполнения)

· Философские идеи Платона и Аристотеля: учение о бытии и познании (сходство и различие).

· Проблема разума и веры, сущности и существования в философии Средневековья.

· Человек эпохи Возрождения: идеалы, стремления, возможности.

· Ф.Бэкон и Р.Декарт: сходство и различие философских учений.

· Трактат И.Канта о вечном мире и современность.

· Диалектика Г.Гегеля и диалектика К.Маркса.

· Проблема истинности знания в философии неопозитивизма.

· К.Поппер и П. Фейерабенд: единомышленники или враги?

· Понятие жизни, сущности и назначения человека в философии жизни.

· Проблема человека в философии экзистенциализма.

· Человек: волк или овца?

· Славянофилы и западники: история и современность.

· Идея «разумного эгоизма» в философии Н.Чернышевского.

· Учение о богочеловечестве в философии В.Соловьева и Н.Бердяева.

· Понятие культуры и цивилизации в философии Н.Бердяева.

· Особенности российской правовой культуры.

· Бытие человека и его перспективы. Человек настоящего и будущего.

· Бытие как философская категория. Виды бытия.

· Проблема соотношения материального и идеального.

· Философское и естественнонаучное толкование времени.

· Сознательное и бессознательное.

· Творческая природа сознания.

· Место и роль интуиции в познавательной деятельности человека.

· Философские категории: методологическое, аксиологическое, эвристическое значения для юридических наук.

· Роль субъективного фактора в превращении возможности в действительность.

· Особенности социального познания.

· Место человека в системе общественных отношений.

· Противоречивое единство морального и правового сознания.

· Современная философия о свободе и ответственности личности.

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения (знания, умения, владение навыками) и коды общекультурных и профессиональных компетенций, которые формируются при достижении этого результата
1. Предмет философии. Историко-философское введение     ОК-1, ОК-2, ПК-19. В результате изучения раздела 1 дисциплины Философия базовой части цикла ГСЭ обучающийся должен знать: предмет философии, ее роль в истории человеческой культуры, соотношение с другими формами духовной жизни; основные этапы развития философской мысли; иметь представление о важнейших школах и учениях выдающихся философов; об основных отраслях философского знания – онтологии, теории познания, социальной философии, философской антропологии; мировоззренческие основы философии права; уметь: ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания; анализировать философско-правовые тексты, выявлять теоретически ценные идеи, мысли, подходы, а также творчески применять знания истории философии в ситуациях, требующих личностного и гражданского участия в совершенствовании отдельных общественных структур, прежде всего в области права, и общества в целом; владеть: навыками философского анализа различных типов мировоззрения и концепций права в их историко-философском рассмотрении  
2. Философия бытия     ОК-3, ОК-7, ПК-17. В результате изучения раздела 2 обучающийся должен знать: основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; иметь представление о решении основных проблем философии и онтологии права в современной философии; уметь: понимать характерные особенности современного этапа развития философии; применять философские принципы и законы в юридической деятельности; владеть: навыками последовательного и целенаправленного осмысления значения философских принципов, законов и категорий применительно к теоретической и практической деятельности юриста  
3. Философия познания     ОК-4, ОК-5, ОК-8, ПК-2, ПК-18 В результате изучения раздела 3 обучающийся должен знать: основные операции познавательной деятельности; проблематику определения истинности познания и ее критериев; диалогическую природу понимания; основы методологии научного познания и методологические основы юридического мышления; уметь: обосновывать собственную точку зрения; применять общефилософские, общенаучные методы в современных правовых учениях, в методологии права; владеть: методикой использования основных положений и методов социальных, гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач  
4. Общество, цивилизация, культура     ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-19 В результате изучения раздела 4 обучающийся должен знать: современные философские подходы к проблемам человека и общества, перспективам развития планетарного социума; особенности и социальное значение правовых ценностей; особенности правовой культуры России; уметь: понимать роль философии в формировании ценностных и профессиональных ориентаций личности; быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы; владеть: культурой мышления; навыками использования различных философских методов для анализа тенденций современного развития общества, философско-правового анализа; философскими основаниями правового воспитания на идеалах демократии и правового государства в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками