Тема: Познание. Специфика научного познания. 4/2/2 часа.
1. Проблема познаваемости мира, ее решение в философии. Субъект и объект познания.
2. Познание как процесс. Основные виды и уровни познания. Роль интуиции в познании. Односторонность сенсуализма, эмпиризма, рационализма и иррационализма.
3. Философское решение проблемы истины и ее критериев. Проблема истины в судебном исследовании и юридической практике.
4. Объяснение, понимание, интерпретация. Диалогическая природа понимания. Герменевтические трактовки понимания.
5. Специфика философского, научного и вненаучного познания. Методология научного познания.
6. Возможности использования философских категорий (диалектический метод) в юридической науке.
Задания для подготовки к практическому занятию:
- изучить лекционный материал по теме;
- ознакомиться с планом практического занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- выполнить тесты раздела 3;
- подготовиться к выступлениям по проблеме познаваемости мира. Сравнить обоснование философами различных направлений позиций гносеологического оптимизма и «гносеологического пессимизма». Определить собственную позицию и уметь ее аргументировать.
- найти в Гражданском и Уголовном кодексах РФ статьи, в которых используются философские категории. Определить сходство и различие в характеристике их объема и содержания;
Основная литература к практическому занятию
1. Философия: учебник / под общ. ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012. Гл. 5.
2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. 5–ое изд. - М.: Проспект, 2008.
3. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. / Составители: Алексеев П.В. - М.: Проспект, 2010.
Дополнительная литература
1. Миронов В.В. Онтология и теория познания. Учебник. М., 2005.
2. Мамчур Е.А. Образы науки в современной культуре. М., 2008.
3. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М., 2000-2001.
4. Рузавин Г.И. Методы научного познания. М., 2003.
5. Хрестоматия по западной философии: Учебное пособие. / Составитель: Фокина Н.И.- М.: Проспект, 2006, 2008, 2013.
Задания по подготовке к практическому занятию могут принимать следующие формы:
· Задания по изучению материалов лекций, учебных пособий и учебников.
· Задания, связанные с работой с электронными источниками информации.
· Задания по изучению материалов первоисточников.
· Задания по подготовке презентаций проектов, эссе и других видов сообщений.
· Задания по применению метода «кейс-стади» при рассмотрении отдельных философских проблем.
· Задания по подготовке к обучающим играм, дискуссиям, конференциям.