Тема 3. Бытие и сознание. 2 часа.

1. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии.

2. Природа сознания. Генезис сознания и факторы его формирования.

3. Общественная природа сознания. Сознание и знаковые системы.

4. Структура сознания. Сознание и самосознание.

5. Структура психической деятельности. Сознательное и бессознательное. Фрейдистские и неофрейдистские концепции о роли бессознательного в жизни человека и общества.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить лекционный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу;

- ознакомиться с гипотезами происхождения человека («трудовая» Ф. Энгельса и «символическая» Э. Кассирера), обсудить в связи с данными гипотезами проблему выбора воспитания детей в семье.

 

Основная литература к практическим занятиям по темам 7-9

 

 

1. Философия: учебник / под общ. ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012. Гл. 4.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М.: МГУ, 2011.

3. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. 5–ое изд. - М.: Проспект, 2008.

4.Хрестоматия по философии: Учебное пособие. / Составитель: Алексеев П.В. - М.: Проспект, 2010.

Дополнительная литература

 

  1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2004.
  2. Миронов В.В. Онтология и теория познания. Учебник. М., 2005.

3. Новая философская энциклопедия. В 4 т. - М., 2000-2001.

4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1983.

5. Фромм. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993

6. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2003.

 

Раздел 3.

Практическое занятие № 10

Вид: Семинар

 

Тема 1. Познание. 2 часа.

1. Проблема познаваемости мира, ее решение в философии. Субъект и объект познания.

2. Познание как процесс. Основные виды и уровни познания. Роль интуиции в познании. Односторонность сенсуализма, эмпиризма, рационализма и иррационализма.

3. Решение проблемы истины и ее критериев в современной философии. Проблема истины в судебном исследовании и юридической практике.

4. Объяснение, понимание, интерпретация. Диалогическая природа понимания. Герменевтические трактовки понимания.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- изучить лекционный материал по теме;

- ознакомиться с планом практического занятия;

- изучить рекомендованную литературу;

- подготовиться к выступлениям по проблеме познаваемости мира. Сравнить обоснование философами различных направлений позиций гносеологического оптимизма и «гносеологического пессимизма». Определить собственную позицию и уметь ее аргументировать.

 

 

Практическое занятие № 11, 12

Вид: Коллоквиум