Тема. Подростковый возраст. Юношеский возраст. Этап взрослости.

1. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. "Чувство взрослости" как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания.

2. Возникновение нового типа общения со сверстниками как особого типа деятельности. Особенности потребности в общении, самоутверждении и признании.

3. Проблема конфликта в подростковом возрасте. Критическое отношение к окружающим. Психологические проблемы отрочества как пубертатного периода развития. Акцентуации характера в подростковом возрасте.

4. Учебная деятельность подростков: причины снижения успеваемости. Развитие познавательных процессов: понятийное мышление, творческое воображение, произвольное внимание v память.

5. Социальная ситуация развития юности, "порог взрослой жизни".

6. Новообразования возраста: мировоззрение, самостоятельность суждений, повышение требований к моральному облику человека, качественные изменения в самосознании, стремление к самовоспитанию, профессиональное самоопределение.

7. Выбор специальности, места специальной подготовки, места будущей работы. Система профессиональной ориентации Методы определения профессиональных интересов, склонностей и специальных способностей в юношеском возрасте.

8. Мотивы и ценностные ориентации в юношеском возрасте. Жизненные цели и психологическое здоровье. Учет возрастных психологических особенностей юношей и девушек в обучении и воспитании.

Ответить на вопросы:

1. Законспектируйте предлагаемые статьи.

2. Рассмотрите понятие «чувство взрослости».

3. При подготовке к вопросу № 2, выделите виды взрослости, предложенные Т.В. Драгуновой:

подражание внешним признакам взрослости,

равнение подростков – мальчиков на качества «настоящего мужчины»,

социальная зрелость,

интеллектуальная взрослость.

4. Рассмотрите факторы, влияющие на формирование Я – концепции в подростковом возрасте.

5. Как изменяются самосознание и самооценка в юношеском возрасте?

 

Основные понятия: отрочество, пубертатный период, акселерация, инфантилизм, самосознание, самооценка, чувство взрослости. юность, мировоззрение, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, интересы, склонности, способности, ценностные ориентации.

 

а) основная литература:

7. Каменская Е.Н. Основы психологии / Е.Н. Каменская. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 282 с.

8. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. СПб.: Питер, 2011. 299 с.

9. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. М. : Юрайт, 2009. 639 с.

 

б) дополнительная литература:

5. Салимова Р.М. Возрастная психология. Стерлитамак: СГПА, 2008. 82 с.

6. Каменская Е.Н. Основы психологии. Конспект лекций. М.: Феникс, 2009. 288

 

Семестр 2. Модуль 2. Тема 4. Предмет, методы и задачи педагогической психологии. Проблема обучения и развития в психолого-педагогических исследованиях. 5.Теории обучения и учебной деятельности в психологии. Тема 6. Обучающийся (ученик, студент) как субъект учебной деятельности. Психология воспитания. Тема. 7. Психология педагогической деятельности. Психология личности учителя