В. Вишневский

 

 

Женское молчание, а тем более красноречивое, — это молчание совсем другого сорта: это выражение обиды. Оно относится к числу наиболее убедительных способов доказательства по-женски.

Здесь скрытая трансакция Р->Д задается невербальным проявлением (греметь посудой, стремительно передвигаться и т. п.).

 

Манипуляция "Незаконченная фраза"

 

Многие фразы женщины оставляют неоконченными. Например. "Я тебе говорила, а ты…"; "Ну сколько можно говорить…"; "Ну я не знаю…"; "В конце концов, есть предел моему терпению или нет?..". Обычное нормальное отношение требует, чтобы все точки над i были расставлены. В женской логике этого нет. В самом деле, услышав фразу: "Я тебе говорила, а ты…", ожидаешь, что будет сказано, что же именно такое было сделано или не сделано. На этот случай уже готовится ответ, реплика, опровержение. Но спусковым механизмом, курком ответной реакции оказывается недосказанное окончание фразы. В этом месте разговора начинается психологическая пауза и появляется некое ощущение моральной правоты и соответственно неправоты. Именно оно давит на «виноватого», заставляя его оправдываться. Именно эти зачетные очки правоты понуждают «неправую» сторону к покаянному тону…

Цель манипуляции — создание психологического превосходства и вызов чувства вины у жертвы. Мишенью воздействия является стереотип: мы ожидаем окончания фразы, чтобы понять в чем дело. Этого и не происходит.

Когда психологическая пауза исчерпает себя, вполне может прозвучать: "Ну что, в оправдание и сказать нечего?" Это вопрос-обвинение, имеющий риторический характер (трансакция "Босс"); независимо от того, будет дан ответ или нет, нападающий остается в выигрыше.

 

Манипуляция "Ударная фраза"

 

В ключевых моментах разговора используются так называемые ударные фразы.

Важнейшим ключевым моментом выступает переход разговора на новый эмоциональный уровень. В этом случае моральный перевес получает тот, кто первый скажет: "Не кричи!" (трансакция "Босс"). Обычно первой это удается женщине. И даже если до этого оба говорили на повышенных тонах, психологический перевес и дальнейшую тактическую инициативу получает тот, кто первый озвучил упомянутую ключевую фразу. Решающим моментом оказывается и произнесение последней фразы в споре: за кем последнее слово, тот вроде бы и наверху (позиция Родитель закрепляется в памяти). Никто не хочет обычно упустить такую легкую возможность выигрыша, и, вероятно, поэтому многие споры не кончаются никогда.

Если в споре женщина может использовать какие угодно слова, то в ключевые моменты она применяет только уже неоднократно апробированные ею лично фразы: она знает, что именно они легче всего выводят данного мужчину из состояния равновесия.

Практически все неоконченные фразы выполняют роль тестов. Тестируемыми оказываются мужчины. И в зависимости от их реакции пойдет дальнейшее развитие сюжета.

 

Манипуляция "Балансирование на грани"

 

Женская фраза всегда находится на грани различных состояний. Об одной характеристике этого мы уже выше писали, когда отмечали, что женское "может быть" всегда на грани между «да» и «НЕТ». Но есть еще и другие грани: это грани мира и войны, смеха и слез, любви и ненависти, счастья и страдания… Здесь легко впасть в ошибку. Даже не в ошибку, а в вечное заблуждение, свойственное практически всем мужчинам всех времен и народов. Ведь именно мужчины всегда думали, что это они решают: быть или не быть. Как бы не так…

Мужчина, поставленный (причем совершенно неожиданно и немотивированно) на грань любви и ненависти, бывает обычно крайне озадачен и даже беззащитен. Тут он, по мнению женщины, и раскрывает свой характер. Ситуация "на грани" тоже является тестом. Оценив реакцию мужчины, женщина принимает решение: сразу ли вернуться на грань мира или еще немного побалансировать на грани войны (чтобы это лучше запомнилось). Очень редко, но бывает и так, что она принимает решение действовать по принципу "на войне, как на войне". После подобной встряски мужчина теряет известную часть своей заносчивости (по крайней мере на некоторое время), теряет уверенность, понимая всю зыбкость своего положения хозяина и повелителя.

В любом случае перемены в его поведении налицо. Такие балансирования на грани войны и мира в отношениях с мужчиной позволяют женщине управлять им.

Некоторые женщины завершают эту манипуляцию сексом. Тем самым они подслащают пилюлю очередного поражения, которое потерпел ее избранник. В итоге манипулятивный характер всей операции скрывается с помощью сексуальной разрядки.

 

Манипуляция "Недомолвки"

 

Еще один аспект незавершенности женских фраз — недомолвки. Они бывают разные, но объединяет их одно — то, что это совершенно блестящее проявление женской изобретательности. Разновидности недомолвки: намек, "случайно обмолвилась", "сообщила по секрету", "лучше бы я об этом не говорила".

 

Манипуляция "Нагнетание обобщений"

 

Он: "Ну что ты, все упреки да упреки"…

Она: "Я что, не могу слова сказать? Я что, все должна терпеть? Я в этом доме вообще лишена права голоса! Человек я или не человек?!"

Переводя спорный вопрос в область эмоций, женщина получает значительное преимущество. Во-первых, запас ее эмоций значительно больший, чем у мужчины. Сами эмоции сильнее и выразительнее. Эмоциональное выступление большой силы выглядит как убедительное. А если и нет, то такой напор вымотает мужчину раньше, чем у нее кончится "порох в пороховницах".

Любители черного юмора не упустили случая обыграть эмоциональность некоторых жен:

— Почему вы не спасли свою жену, когда она тонула?

— Я и не понял, что она тонет. Орала, как обычно.

Нагнетание обобщений происходит по следующей схеме. Первый вопрос — риторический (может ли она слово сказать). За ним следует первое обобщение ("все должна терпеть"), затем второе и третье. Причем третье обобщение — снова риторический вопрос, возразить на который невозможно. Этот прием называется резонанс .

Еще один способ нагнетания — риторический прием градация — доводы повторяются со все возрастающим напряжением: "Я терпела, долго терпела, очень долго терпела! Терпела невнимание, унижение, позор!.."

Противодействовать этому приему можно тоже риторическим приемом. Представить, что вы на трибуне, принять горделивую позу и… "И это говоришь ты, моя избранница!.." Этим адресат осуществляет контрманипуляцию: принимает игру в патетику, доводя ее до гротеска; подтекст — насмешка (Д->Р)

 

Манипуляция "Разъединение целого на части и их противопоставление"

 

Например: "Любишь кататься — люби и саночки возить!" "Не путай черное и белое", "Не вали с больной головы на здоровую!"

Само собой разумеется, что «черное», "больную голову" и "возить саночки" предназначено оппоненту, а себе оставить остальное, более привлекательное. Этим достигается значительное моральное преимущество перед супостатом.

 

Манипуляция "Из многих зол выбирай меньшее"

 

Она: "Ты не хочешь того, не хочешь этого… Может, ты вообще ничего не хочешь?"

Он: "Ну почему же".

Она: "Вот тебе мое последнее слово, потом пеняй на себя!"

 

"Много раз «нет», но хотя бы один раз "да".

 

Женщина специально задает вопросы, ответом на которые может быть только «нет». После нескольких подобных сюжетов она возмущается и задает невинный на первый взгляд вопрос, но именно это и было целью коварной собеседницы.

Манипуляция чисто женская, поскольку слабость женщины вызывает снисхождение и желание помочь. Слабость мужчины вызывает неуважение к нему.

 

"Первое и последнее слово"

 

Обычно женщина начинает разговор, она же его и заканчивает. Первыми словами она задает нужную тему и распределение ролей, создает условия для захвата инициативы.

Обычно победителем в разговоре воспринимается тот, кто сказал последнее слово. Победу женщина отдавать не хочет.

 

"Ахиллесова пята"

 

Одно из предназначений женской логики — максимально использовать мужские особенности.

Мужской диалог является силовым: не принято уходить от обсуждения сложных вопросов, на аргумент отвечают контраргументом — это похоже на перетягивание каната.

Разговор женщины подобен танцу на натянутом канате — постоянное балансирование в ситуации неопределенности.

Прием "ахиллесова пята" у женщины выглядит так: обнаружив слабое место у оппонента, женщина будет методически бить по нему, не давая отвлечь себя от этого занятия.

Попытки обратить ее внимание на другие, более веские обстоятельства в этом случае бесплодны.

 

Манипуляция "Отсроченный вопрос"

 

Она: "Если ты не в состоянии содержать семью, зачем ты женился на мне?"

Вопрос-обвинение.

 

Манипуляция "Ты сам не знаешь, чего хочешь"

 

Этот довод опровергнуть практически невозможно, потому что он предполагает необходимость оправдываться. А это уже проигрышная позиция. Не зря женщины говорят: "Оправдываются только виноватые". Но и не сопротивляться обвинению — значит просто признать свою вину. Тупиковая (для мужчин) ситуация.

 

"Мне простительна маленькая слабость"

 

Если у женщины оказался сильный оппонент, который вскрыл слабые места в ее аргументации, то в ответ он может получить безукоризненный по своей непосредственности аргумент: "Ну и что? Я же слабая женщина Мне как женщине это простительно".

 

Манипуляция "Домысливание (досказывание)"

 

"Ну-ну… — говорит женщина, — я могу досказать твою мысль" или "Что же ты замолчал, говори до конца…". А формулировка: "Угадываю, куда ты клонишь…" — абсолютно неотразима. Продолжение, как правило, дается в нужном ключе. И вся последующая критика оппонента связана с разгромом предложенной самой женщиной концовки. По правде говоря, такие приемы работают и в мужской аргументации, но в женском варианте прием убийственный. Ну что можно противопоставить такому его использованию: "Ты, конечно, не сказал, но ты так подумал…" или "Ты не говоришь так, но хотел так сказать…", или даже "Я согласна, ты не хотел так говорить, но только потому, что тебя сдерживает расчет (выгода, страх, стыд)".

Домысливание — неотразимый женский довод прежде всего потому, что его невозможно опровергнуть. Ведь нельзя опровергнуть то, чего не было.

Впрочем, на самом деле женщины не все говорят, что им приходит в голову:

На серебряной свадьбе гости спрашивают у хозяйки:

— И все эти годы вы ни разу не подумали о разводе?

— Нет. Только об убийстве.

 

Манипуляция "Ты это говорил!"

 

И даже если удается опровергнуть это (на что уйдет много времени и сил), то в ответ можно услышать: "Неужели, мне показалось?.." Или более сильно: "Ты так говорил, что мне показалось…" И далее цепь доводов развивается в том направлении, как нужно говорить…

Возможен и возврат к приему «домысливание»: да, не говорил, но ты так подумал… Примерно таким же целям служат родственные приемы: "Ты этого не говорил", "Я это говорила" или "Я этого не говорила". Они представляют очень эффективное средство женской аргументации главным образом потому, что в принципе неопровержимы. А если и осуществляется процесс опровержения, то его легко трансформировать либо в оправдательный, либо в обвинительный процесс (в зависимости от обстоятельств). Первым шагом для этого послужит вопрос: "А почему ты об этом не говорил?" Вторым — будет категорическое утверждение. "Я знаю (догадываюсь), почему ты об этом не говорил!" И, наконец, третьей по счету будет оценка: "Сказать (не сказать) это могут только непорядочные люди".

Признание в небольшой неудаче, чтобы сообщить о большом успехе

Например, одна подруга говорит другой:

— Ну ты представить себе не можешь, как я огорчена…

— Что случилось?

— Моя портниха (называется имя очень известной в городе дорогой и престижной портнихи) испортила мне новогоднее платье. Надо же, как некстати. И ведь сколько я заказываю ей, такого никогда не было, чтобы именно перед балом в шведском посольстве такой конфуз.

Легко догадаться, что цель такого довода заключается в иллюстрации того, что она давно и регулярно пользуется престижным салоном и приглашена на бал в посольство. Лучшее доказательство для этого, чем маленький неуспех, просто трудно придумать. А при случае можно и «испорченное» платье показать…

 

"Нескромный вопрос"

 

Жена: "Я видела — ты получил сегодня письмо. От кого?"

Муж: "А почему тебя это интересует?"

Жена: "Не задавай нескромных вопросов".

То, что жену интересует адресат мужа — это нормально, это само собой разумеется. А вот его вопрос — это уже с женской точки зрения «нескромно».

Поскольку «нескромный» вопрос содержит в себе упрек, то важно сбалансировать ответ. Излишняя его, многословность близка к попытке оправдаться ("Что-то здесь не так!" — сразу подумает женщина).

Нормально воспринимается трехкратный перевес отвечающих слов над вопросительными. Меньшее количество воспринимается как невнимательность, пренебрежение.

А вообще, ответом обмануть женщину чрезвычайно трудно. Здесь женская интуиция творит чудеса.

 

Манипуляция "Ты даже не посмотрел…"

 

— Милый, как я сегодня выгляжу?

— Нормально, как всегда.

— Тебе все равно, ты даже не посмотрел на меня…

Теперь можно до бесконечности спорить "посмотрел — не посмотрел". Событие произошло, доказать ничего нельзя, однако обвинения брошено. Чувство вины создано.

Именно оно и является целью манипуляции.

Мишенью воздействия является стереотип: муж должен оказывать жене знаки внимания. Приманка — недоказуемость ложности обвинения.