Типы поведения продавца
· Помощь и поддержка : рассеять сомнения, побороть внутреннее сопротивление; если нужно, успокоить. Типичные высказывания:
— На вашем месте я бы не колебался.
— Уверен, вы не пожалеете.
— У вас прекрасный вкус.
— Вам это очень идет.
· Вопросительное поведение — выявить потребность покупателя:
— Что вас интересует?
— Какой вам больше нравится?
— Что вы думаете об этой вещи?
— Не правда ли, удобная штука?
· Пояснительное поведение:
— Мне кажется, что вы сомневаетесь в том, что…
— Правильно ли я вас понимаю?..
· Позиция понимания: внимательно выслушивать, чтобы сказать:
— Я вас прекрасно понимаю. У моей племянницы (сестры, брата, подруги) такие же проблемы. Мы выходим из них так…
Или:
— Зачем вам тратить лишние деньги? Возьмите вот эту модель. И подходит больше, и сэкономите…
О торговых агентах
Изложенные правила довольно универсальны, хотя изначально разрабатывались для продавца в торговом зале. Для иллюстрации одного из приведенных в них правил ("Не спорьте") приведем рассказ преуспевающего торгового агента.
О'Хэйр — один из лучших торговых агентов в Нью-Йорке. Как ему удалось этого добиться? Вот что он рассказывает об этом сам: "Теперь, если я захожу в кабинет покупателя и он говорит: "Что? Ваш грузовик? Он никуда не годится. Я и даром его не возьму. Я собираюсь купить грузовик такого-то", я отвечаю: "Послушайте, дружище, грузовик такого-то — хорошая машина. Если вы купите его грузовик, вы не ошибетесь. Эти грузовики изготавливаются прекрасной фирмой и продаются хорошими людьми".
Тогда ему нечего сказать. Для спора нет места. Если он заявляет, что грузовик такого-то — самая лучшая машина, а я подтверждаю, что так оно и есть, он вынужден остановиться. Он не может повторять весь день, что "это самая лучшая машина", если я с ним согласен. Поэтому мы перестаем о ней говорить, и я начинаю толковать о достоинствах нашего грузовика.
Было время, когда я начинал спорить, возражая против достоинств других грузовиков, и чем больше я ругал их, тем больше их хвалил мой потенциальный покупатель, а чем больше он их хвалил, тем больше он убеждал себя в достоинствах продукции моего конкурента.
Сейчас, оглядываясь назад, я поражаюсь, как мне вообще удавалось что-либо продать".
МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЯМИ И ПРОДАВЦАМИ
ТРИВИАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ