В некоторых видах спорта
Вид спорта, дисциплины | Возрастные границы | |||||
первых больших успехов | оптимальных возможностей | поддержания высоких результатов | ||||
муж. | жен. | муж. | жен. | муж. | жен. | |
Плавание, м. 100, 200, 300 | 17-18 | 14-16 | 19-22 | 17-20 | 22-25 | 21-23 |
Бег, м. 100-400 5000-10000 | 19-22 24-26 | 17-20 - | 22-26 26-30 | 20-24 - | 27-28 31-35 | 25-26 - |
Метания: ядро диск копье | 22-23 23-24 24-25 | 18-20 18-21 20-22 | 24-25 25-26 26-27 | 21-23 22-24 23-24 | 26-27 27-28 28-29 | 24-25 25-26 25-26 |
Такое деление позволяет лучше систематизировать тренировочный процесс, наиболее точно определить период напряженной тренировки, направленной на достижение наивысших результатов. Замечено, однако, что примерно 15-20% из общего числа одаренных спортсменов оказывается в зоне оптимальных возможностей несколько раннее указанной границы (обычно на 1-3 года).
Оптимальные возрастные границы для наивысших достижений в большинстве видов спорта достаточно стабильны, на них не оказывают серьезного влияния ни система отбора и тренировки, ни время начала занятий спортом, ни другие факторы.
Таким образом, при перспективном планировании наивысших результатов спортсмена, следует ориентироваться на оптимальный возраст, который, как было указано, является различным у мужчин и женщин, а также у спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта. Особенно осторожно следует планировать тренировочный процесс у юных спортсменов в пубертатном периоде, когда закладывается фундамент для последующей целенаправленной тренировки на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, этот период сопровождается диспропорцией в развитии различных органов и систем, перестройкой эндокринного аппарата, что приводит к ухудшению адаптационных процессов, снижению работоспособности, замедлению восстановительных процессов после тренировочных и соревновательных нагрузок.
Многолетняя спортивная подготовка подразделяется на пять этапов:
1) начальной подготовки;
2) предварительной базовой подготовки;
3) специализированной базовой подготовки;
4) максимальной реализации индивидуальных возможностей;
5) сохранения достижений (см. таблицу 2).
Таблица 2. Возрастные границы спортсменов на различных этапах