II часть (2 часа)

 

Основные понятия: общая физическая подготовка (ОФП), специальная физическая подготовка (СФП), спортив­ная подготовка (СП), зоны и интенсивность физических на­грузок.

 

Общая физическая подготовка (ОФП). Физическая подго­товка студента – это специализированный процесс физического воспитания, направленный на реабилитацию студента после информационных и эмоциональных перегрузок на теоретических предметах; подготовку студента к профессиональной деятельности и при необходимости к защите Роди­ны.

Известно, что хорошо подготовленный человек – сильный, выносливый, гибкий, ловкий и быстрый, владеющий многообразием двигательных умений и навыков, – более успешно освоит любую новую профессию, чем слабый, физически неподготовленный человек.

Физическая подготовка подразделяется на общую физическую подготовку, специальную физическую подготовку (профессионально-прикладную физическую подготовку – ППФП), а также спор­тивную подготовку.

Общая физическая подготовка это фундаментальная и много­гранная физическая подготовка, которая, как правило, предше­ствует специализированной (т. е. специальной физической) под­готовке. В современной спортивной практике наиболее часто ис­пользуется именно этот путь направленности начальных заня­тий, т. е. от общей подготовки к специальной. Как правило, об­щая физическая подготовка (занятия ею) приходится на так на­зываемый базовый этап в структуре учебно-тренировочных занятий.

Специальная физическая подготовка,к которой относится и профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)главным образом приходится на этап специальной подготовки, который следует за базовым этапом, в структуре учебно-тренировочных занятий. В отличие от общей физической подготовки, которая направ­лена на разностороннее (общее) развитие, специаль­ная физическая подготовка преследует цель по преимуществен­ному развитию именно тех качеств и систем, кото­рые способствуют достижению наилучших результатов в выбранной профессии или виде спорта. Особенно повышается удельный вес специальной физической подготовки на старших курсах вуза. Вслед за этапом углубленной специальной подготовки наступает этап демонстрации наивысших достижений, во время которого специальная физическая подготовка сохраняет свое ведущее значение.

Спортивная подготовка подразделяется на физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку и зависит от выбранного вида спорта.

Интенсивность и зоны физических нагрузок. Под интенсивностью физической нагрузки (работы) следует понимать степей напряженности деятельности различных функциональных систем организма, необходимых для ее успешного выполнения. Обобщенным показателем, характеризующим интенсивность работы, являются энергетические затраты на ее выполнение в единицу времени.

Интенсивность работы в значительной мере определяет величину и направленность воздействия тренировочных упражнений на организм. Изменяя интенсивность работы, можно способствовать преимущественной мобилизации тех или иных поставщиков энергии, в различной мере усиливать деятельность функциональных систем, активно влиять на формирование основных параметров спортивной техники.

Интенсивность работы тесно связана со скоростью передвижения в циклических видах, плотностью игры в спортивных играх, поединках, схватках, в единоборствах. Эта зависимость определяется рядом факторов. В первую очередь к ним следует отнести особенности энергообеспечения работы, вид спорта, характер упражнений.

В зависимости от относительной мощности выделяют четыре уровня (зоны) интенсивности работы:

• максимальная анаэробная мощность, соответствующая наибольшей скорости преобразования энергии в алактатном анаэробном процессе;

• мощность истощения, где отмечается наибольшая интен­сификация анаэробного гликолиза;

• критическая мощность, при которой достигается наи­большая скорость аэробного образования;

• пороговая мощность, на уровне которой локализуется по­рог анаэробного обмена (эта мощность обычно составляет 50% критической).

Первый уровень (зона) интенсивности более всего способству­ет развитию алактатных анаэробных свойств организма. Второй уровень связан с преимущественным воздействием на гликолитический механизм анаэробного обеспечения и стимуляцией адаптации тканей к работе в условиях значительного дефицита кислорода. Работа на третьем уровне стимулирует процессы аэробного обмена и одновременно активизирует анаэробные процессы. Когда интенсивность работы не превышает порога анаэробного обмена (четвертый уровень), энергообеспечение осуществляется преимущественно за счет аэробного процесса.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Головин В.А. и др. (ред.). «Физическое воспитание». Москва, «Высшая школа», 1983, стр.11-15, 201-221.

Гриненко М.Ф., Саноян Г.Г. «Труд, здоровье, физическая культура». Москва, «Физкультура и спорт», 1974, стр. 229-235.

Платонов В.Н. «Теория спорта» (ред.). Киев, «Вища школа», 1987, стр.123-125.

«Физическое воспитание». Учебник для студентов высших учебных заведений. Москва, «Высшая школа», 1983, 391 с.