Введение (краткое)
Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия
Кафедра «Общественного здравоохранения №2»
СИЛЛАБУС
Дисциплина«Основы доказательной медицины»
Код дисциплины ОDM 3216
Специальность: 5В110200 «Общественное здравоохранение»
Объем учебных часов - 45 ч (1 кредит)
Курс и семестр изучения –ІІІ курс, V семестр
Г.
Силлабус составлен на основании рабочей учебной программы
Силлабус обсужден на заседание кафедры.
протокол № «___» от ________2014г.
Зав .кафедрой Жаксыбергенов А.М
д.м.н.,и.о профессора
1.7 Сведения о преподавателях:
№ | Ф.И.О. | Степени и должности | Приоритетные научные интересы | Достижения |
Жақсыбергенов Абай Маратович | д.м.н., и.о. профессора, заведующая кафедрой | Общественное здравоохранение | Автор 76 статьи, учебного пособия и методических рекомендаций 4 авторский св. 1 патент | |
Алимова Толкын Акимовна | Старший преподаватель | Магистр | Автор методических рекомендаций | |
Бегембетова Айсапар Кемельбековна | Преп-ль | Автор методических рекомендаций | ||
Таскынова Мая Адильбековна | Преп-ль | Магистр медицины | Автор 7 статьи, учебного пособия и методических рекомендаций |
Контактная информация
Местонахождение кафедры: пл. Аль-Фараби, 1,Казхимпроект 5-этаж ЮКГФА, 3-этаж, ауд 501,502,503,1,2,3,4,5.
1.9 Политика дисциплины:
Требования к студентам:
1. Не пропускать все виды занятиий без уважительных причин;
2. Активность во время практических занятий, СРСП;
3. Подготовка к занятиям;
4. Не опаздывать на занятия;
5. Не заниматься посторонними делами во время занятий;
6. Быть терпимым, открытым и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям;
7. Бережно относиться к имуществу кафедры;
8. Своевременно отрабатывать пропущенные по уважительным причинам занятия;
9. Не пропускать лекции без уважительных причин, в противном случае к студенту будут применены штрафные санкции (при пропуске 1 лекционного занятия без уважительной причины рейтинг студента снижается на 0,66%);
10. Сдавать СРС во время и соответсвенного требованиям, которые указаны в силлабусе, в противном случае студент получит штрафные санкции (при несвоевременной сдаче СРС рейтинг студента снижается на 10%).
2.0 Программа:
Введение (краткое)
В последние два десятилетия в медицине сформировалась новая область знаний даказательная медицина (ДМ – evidence-based medicine). В буквальном переводе « медицина, основанная на фактах» либо, что более точно отражает значение термина, «научно обоснованная медицинская практика», или «научно-доказательная медицина». Научно – доказательная медицина – это новый подход, направление в технологии сбора, анализа, обобщения и интерпретации научной информации. Это интегрирование наилучших научных данных с клиническим опытом врача и ценностями пациента, добросовестное, точное и осмысленное использование лучших результатов клинических исследований для выбора лечения конкретного больного. В связи с этими, современный варач должен быть не только информирован о новейших медицинских технологиях, но и знать, почему тот или иной метод лечения может считаться эффективным и безопасным.
2.2 Цель дисциплины:формирование у студентов знаний основ доказательной медицины, формирование умений и навыков, которые позволят критически оценить медицинскую информацию для рационального использования в дальнейшей практической деятельности.
2.3 Задачи обучения:
- дать студентам знания об основных терминах доказательной медицины (ДМ);
- научить студентов различать типы клинических исследований;
- научить основным навыкам испольезования базы данных доказателной медицины;
- научить критически оценивать медицинскую информацию с помощью фильтров
доказательной медицины.
2.4 Конечные результаты обучения:
Дублинские дескрипторы | Компетенции специальности, разработанные в ЮКГФА | Результаты обучения дисциплины | Результаты обучения по концепции (ГОСО) | |
А | Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области | Компетенция в области естественных и специальных наук | Знает основные термины доказательной медицины. | Р13 |
Знает основные навыки использования базы данных доказательной медицины. | ||||
Демонстрирует знания о связи ДМ с клинической эпидемиологией и биологической статистикой. | ||||
Знает виды исследований, применяемых в клинической эпидемиологии. | ||||
Демонстрирует знания принципов работы в поисковой системе с использование фильтров доказательной медицины. | ||||
Знает правила использования принципа PICO. | ||||
Знает понятие о клиническом руководстве, в том числе о стандарте, протоколе диагностики и лечения, профилактике. | ||||
Знает правила проведения анализа и критической оценки медицинских статей о заболеваниях и его профилактики. | ||||
Компетенция предпринимательства | Знает правила поиска и оценки доказательств, полученных из разных источников. | |||
Знает связь ДМ с клинической эпидемиологией, биологической статистикой и клиникой. | ||||
Демонстрирует знания базы данных доказательной медицины в интернете. | ||||
Демонстрирует знания типов принятия решений в профилактической медицине. | ||||
Компетенция «Адвокат здоровья» | Знает понятие о клиническом руководстве, в том числе о стандарте, протоколе диагностики и лечения, профилактике. | |||
Демонстрирует знания о клиническом (медицинском) аудите. | ||||
Знает, как составить примерный план клинического аудита. | ||||
Демонстрирует знание правил проведения клинического аудита. | ||||
Знает правила поиска и оценки доказательств, полученных из разных источников. | ||||
Компетенция «Навыки научных исследований» | Знает основные приемы использования базы данных доказательной медицины. | |||
Использует различные типы клинических исследований. | ||||
Применяет поиск и оценку доказательств, полученных из разных источников. | ||||
Использует навыки работы в поисковой системе с использованием фильтров доказательной медицины. | ||||
Применяет аргументы критической оценки медицинских статей о профилактике заболеваний. | ||||
Знает правила разработки плана клинического аудита своей практики. | ||||
Компетенция коммуникативные навыки | Имеет личные суждения на практических занятиях при обсуждении основных вопросов темы | |||
Имеет навыки презентации | ||||
Знает правила проведения анализа и критической оценки медицинских статей о профилактике заболеваний. | ||||
Знает правила по составлению клинического вопроса (проблемы) с использованием принципа PICO и методами доказательной медицины. | ||||
Компьютерная и информационная компетентность | Имеет навыки обращения компьютерной техникой. | |||
Проводит поиск информации с использованием фильтров ДМ | ||||
Использует различные поисковые системы для сбора информации | ||||
В | Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области | Компетенция в области естественных и специальных наук | Умеет применить основные термины доказательной медицины в критическом анализе статьи о профилактической медицине. | |
Применяет навыки использования базы данных доказательной медицины | ||||
Применяет закономерности взаимосвязи ДМ с клинической эпидемиологией и биологической статистикой. | ||||
Применяет принципы работы в поисковой системе с использование фильтров доказательной медицины. | ||||
Понимает правила проведения анализа и критической оценки медицинских статей о фармакотерапии. | ||||
Компетенция предпринимательства | Понимает правила поиска и оценки доказательств, полученных из разных источников. | |||
Применяет знания баз данных доказательной медицины в интернете. | ||||
Применяет различные типы принятия решений в профилактической медицине. | ||||
Компетенция «Адвокат здоровья» | Знает понятие о клиническом руководстве, в том числе о стандарте, протоколе диагностики и лечения, профилактике. | |||
Демонстрирует знания о медицинском аудите. | ||||
Составляет примерный план медицинского аудита. | ||||
Умеет использовать правила проведения медицинского аудита. | ||||
Использует принципы поиска и оценки доказательств, полученных из разных источников. | ||||
Компетенция «Навыки научных исследований» | Применяет основные навыки использования базы данных доказательной медицины. | |||
Различает типы клинических исследований. | ||||
Интерпретирует выводы различных клинических исследований. | ||||
Демонстрирует навыки работы в поисковой системе с использованием фильтров доказательной медицины. | ||||
Формулирует аргументы критической оценки медицинских статей. | ||||
Способен составить примерный план медицинского аудита своей практики. | ||||
Компетенция коммуникативные навыки | Способен представить проект проведения научной работы и представить результаты на всеобщее обсуждение | |||
Разрабатывает план поиска и оценки доказательств, полученных из разных источников. Имеет различные точки зрения в критической оценке медицинских статей. | ||||
Способен работать в команде | ||||
Компьютерная и информационная компетентность | Обладает навыками работы в Medline. | |||
Использует PubMed в поиске информации | ||||
С | Компетенция в области естественных и специальных наук | Аргументирует связь ДМ с клинической эпидемиологией, биологической статистикой и медициной. | ||
Демонстрирует знания о видах исследований, применяемых в клинической эпидемиологии. | ||||
Аргументирует принципы работы в поисковой системе с использование фильтров доказательной медицины. | ||||
Формулирует проблему (вопрос) с использованием принципа PICO. | ||||
Формулирует этапы применения стандарта, протокола диагностики и лечения, профилактики. | ||||
Формулирует аргументы для проведения анализа и критической оценки медицинских статей о профилактической медицине. | ||||
Компетенция предпринимательства | Аргументирует правила поиска и оценки доказательств, полученных из разных источников. | |||
Предлагает свои идеи в принятии решеня медицинских вопросов по профилактической медицине. | ||||
Формулирует аргументы по базе данных доказательной медицины в интернете. | ||||
Формулирует аргументы по стандартам, протоколам диагностики и лечения, профилактике. | ||||
Компетенция «Адвокат здоровья» | Формулирует аргументы о клиническом руководстве, этапах ее составления. | |||
Формулирует аргументы о медицинском аудите. | ||||
Формулирует аргументы правил проведения медицинского аудита. | ||||
Формулирует аргументы правил поиска и оценки доказательств, полученных из разных источников. | ||||
Компетенция «Навыки научных исследований» | Формулирует аргументы использования базы данных доказательной медицины. | |||
Использует дифференциальные признаки клинических исследований. | ||||
Проводит поиск и оценку доказательств, полученных из разных источников. | ||||
Применяет основные навыки работы в поисковой системе с использованием фильтров доказательной медицины. | ||||
Использует различные критерии критической оценки статей о профилактической медицине. | ||||
Составляет примерный план медицинского аудита своей практики. | ||||
Компетенция коммуникативные навыки | Способен передавать студентам, преподавателям, экзаменаторам собственные знания и умения при планировании и проведении учебных мероприятий. | |||
Способен составить примерный план медицинского аудита в своей практике. | ||||
Показывает свою способность работать в команде. | ||||
Способен передавать студентам собственные знания и умения по работе с информацией (учебной, справочной, научной). | ||||
Владеет навыками работы в базе данных доказательной медицины в интернете. | ||||
Компьютерная и информационная компетентность | Умеет анализировать результаты поиска материала, полученный из Кокрановской библиотеки | |||
Способен вовлекать коллег в дискуссию | ||||
D | Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений. | Компетенция в области естественных и специальных наук | Способен использовать в работе основные термины доказательной медицины. | |
Способен интерпретировать информацию, полученную из базы данных доказательной медицины. | ||||
Дифференцирует виды исследований, применяемых в медицинской практике. | ||||
Выделяет основные принципы работы в поисковой системе с использованием фильтров доказательной медицины. | ||||
Осуществляет сбор и интерпретацию информации, полученную с использованием принципа PICO. | ||||
Проводит анализ и критическую оценку медицинских статей. | ||||
Компетенция предпринимательства | Осуществляет сбор материала и интерпретацию с использованием базы данных доказательной медицины. | |||
Интерпретирует типы клинических исследований. | ||||
Применяет поиск и оценку доказательств, полученных из разных источников. | ||||
Демонстрирует навыки работы в поисковой системе с использованием фильтров доказательной медицины. | ||||
Формулирует аргументы критической оценки медицинских статей. | ||||
Способен составить примерный план медицинского аудита своей практики. | ||||
Компетенция «Адвокат здоровья» | Формулирует аргументы о применении клинического руководства, этапах его составления. | |||
Формулирует аргументы о медицинском аудите. | ||||
Формулирует аргументы правил поиска и оценки доказательств, полученных из разных источников. | ||||
Компетенция «Навыки научных исследований» | Формулирует аргументы использования базы данных доказательной медицины. | |||
Использует дифференциальные признаки клинических исследований. | ||||
Проводит поиск и оценку доказательств, полученных из разных источников. | ||||
Компетенция коммуникативные навыки | Способен передавать студентам, преподавателям, экзаменаторам собственные знания и умения при планировании и проведениях учебных мероприятий. | |||
Способен составить примерный план медицинского аудита в своей практике. | ||||
Показывает свою способность работать в команде. | ||||
Компьютерная и информационная компетентность | Умеет анализировать результаты поиска материала, полученный из Кокрановской библиотеки | |||
Способен вовлекать коллег в дискуссию | ||||
E | Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам | Компетенция в области естественных и специальных наук | Способен сообщить информацию, используя в работе основные термины доказательной медицины. | |
Способен найти и интерпретировать информацию, полученную из базы данных доказательной медицины, сформулировать идею, найти проблемы и пути ее решения. | ||||
Способен сформулировать проблему, используя виды исследований, применяемых в медицинской практике. | ||||
Способен интерпретировать проблему, полученную с использованием принципа PICO, найти пути ее решения. | ||||
Способен анализировать и дать критическую оценку медицинских статей о профилактической медицине. | ||||
Компетенция предпринимательства | Способен сообщить информацию о сборе материала и интерпретировать с использованием базы данных доказательной медицины. | |||
Способен разработать алгоритм поиска и оценки доказательств, полученных из разных источников. | ||||
Способен дать критическую оценку медицинских статей с определением проблем и путей решения. | ||||
Составляет примерный план медицинского аудита своей практики с последующим анализом и результатами. | ||||
Компетенция «Адвокат здоровья» | Способен аргументировать значимость применения клинического руководства, интерпретировать выводы. | |||
Способен провести медицинский аудит с соблюдением правил проведения клинического аудита, составлять итоги и дать рекомендации. | ||||
Способен найти, оценить доказательства, полученные из разных источников, сформулировать свою точку зрения и предствить в виде статьи. | ||||
Компетенция «Навыки научных исследований» | Способен аргументировать значимость использования базы данных доказательной медицины в практической медицине | |||
Способен использовать в практической деятельности теории, основанные на доказательной медицине | ||||
Способен использовать в работе доказательства, полученные из разных источников. | ||||
Компетенция коммуникативные навыки | Выступает с публичными лекциями перед населением по проблемам здравоохранения | |||
Стремится к лидерству. | ||||
Показывает свою способность работать в команде. | ||||
Компьютерная и информационная компетентность | Обладает навыками обращения с современной техникой. | |||
Умеет использовать информационные технологии в сфере профессиональной деятельности. | ||||
Обладает навыкамипри работе с компьютерными статистическими программами. | ||||
Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение | Общественное здравоохранение, Эпидемиология инфекционных и неинфекционных болезней, биостатистика. |
2.5 Пререквизиты: информатика, социология, биостатистика.
2.6 Постреквизиты:общественное здоровье, основы маркетинга и менеджмента, эпидемиология, общественное здравоохранение.
2.7 Краткое содержание дисциплиныОпределение, история развития доказательной медицины. Мировой опыт развития. Доказательная медицина в клинической проктике стран СНГ и Казахстана. Современные тенденции развития.
2.8 Тематический план темы, форма проведения и продольжительность каждого занятия (лекций, практических занятий, самостоятельной работы)
Тематический план лекций
№ | Темы | Форма проведения | Продолжительность (в часах) |
Введение в доказательную медицину (ДМ). Принципы клинической эпидемиологии. | Обзорная | ||
Терминология и инструментарий доказательной медицины. Типы исследований в ДМ. | Проблемные | ||
Поиск информации в Интернете с использованием фильтров ДМ. Систематические обзоры и мета-анализ статей. | Обзорная | ||
Всего часов: |
Тематический план практических занятия