И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-медиков (2 часа)

 

Основные понятия: физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое воспитание, физическая нагрузка, физическая тренировка, физическое развитие, физическое совершенство, психофизическая подготовленность, двигательный режим, двигательная активность, жизненно необходимые умения и навыки, профессиональная направленность физического воспитания в период учебы и в процессе трудовой деятельности. Особенности организации физического воспитания в медицинском вузе. Терминологические понятия в физической культуре.

Возрастающие социальные проблемы, ухудшение экологии, психоэмоциональные напряжения предъявляют к организму все новые и новые повышенные требования, с которыми он, как правило, не справляется. Все это ведет к нарушению механизмов саморегуляции и реактивности, снижению функциональных резервов организма, нарушению биологических ритмов. Предотвратить эти нарушения сможет только постоянное и правильное соблюдение всех режимов, в том числе режима труда и отдыха, режима питания и двигательного режима. Двигательный режим соблюдается только при наличии физической культуры личности, которую необходимо формировать в процессе обучения в вузе. Для того, чтобы правильно формировалась культура личности, в том числе и физическая, необходима мотивация, в данном случае мотивация на здоровье, как свое, так и своих пациентов.

Так как для врача физическая культура – это не только собственное здоровье, но еще и возможность помочь своим пациентам долгие годы оставаться здоровыми и работоспособными, а при необходимости приема медикаментозных средств – свести их вредное воздействие до минимума, после травм и операций – быстро восстановить трудоспособность. Физическое упражнение – это мощное немедикаментозное средство, и врач, умеющий правильно его использовать, может помочь своим пациентам без скальпеля и химических препаратов. При правильном выполнении того или иного физического упражнения в работу включаются сразу несколько систем организма: во-первых, опорно-двигательный аппарат с мышцами, во-вторых, органы и системы, с которыми эти мышцы связаны, в-третьих, мозг, который отвечает и за работу мышц и за работу органов, в-четвертых, дыхательная система и система кровообращения, потому что работающим мышцам необходим дополнительный кислород и питательные вещества, в-пятых, гормональная система, которая, как и нервная система, сразу же откликается на все изменения в организме, кроме этого, включаются биохимические и иммунные реакции, энергетические системы и т. д. От того, правильно или неправильно выполняется физическое упражнение зависит и то, правильно или неправильно происходят реакции в организме. Поэтому врачу необходимо иметь точные и верные представления о воздействии средств и методов физической культуры на организм человека и уметь их правильно выполнять и использовать в своей жизни и врачебной практике. (Демонстрация. Приводятся примеры правильного и неправильного использования физической культуры).

 

Многие путают понятия физическая культура, физическое воспитание, физическая нагрузка, физическая тренировка и т. д. Врачи иногда выдают справки со следующим содержанием: «Освобождается от физической культуры». Это не просто безграмотно – но и говорит об отсутствии культуры у врача, выдавшего подобную рекомендацию. Грамотный врач знает, что невозможно освободить человека от культуры, в том числе и от физической. Освободить можно лишь от физической нагрузки, и то временно, так как есть мощное лечебное средство – лечебная физическая культура, которая назначается даже больным с постельным режимом. Главное – правильно регламентировать физические нагрузки в соответствии с физическим и функциональным состоянием организма.

Физическая культура – часть обшей культуры общества, включающая систему физического воспитания и совокупность специальных научных знаний и материальных средств, нужных для физического совершенствования людей. Основу и специфическое содержание физической культуры общества и самого человека составляет рациональное использование двигательной деятельности в качестве фактора подготовки к жизненной практике, улучшения своего физического и функционального состояния, а также повышение резервных и адаптационных возможностей организма.

Физическая культура – это умение владеть своим физическим состоянием, своим телом. То, как мы ходим, сидим, лежим, стоим, бегаем, жестикулируем, жуем и даже дышим – это все физическая культура. Именно поэтому Николай Александрович Семашко сказал: «Физическая культура – 24 часа в сутки».

Физическая культура, как и все остальные виды культуры, предполагает знание определенных правил и выполнение их в оптимальном режиме. Знание каких-либо правил есть образованность, а выполнение этих правил – культура. Незнание или невыполнение правил культуры труда и отдыха, культуры питания, физической культуры, гигиенической культуры, психоэмоциональной культуры приводит к болезням, избавиться от которых оказывается возможным только научившись выполнять все эти правила.

Физическая культура как таковая зародилась у древних народов Египта, Ассиро-Вавилонии, Китая, Индии и дальше стала развиваться двумя путями – восточным и западным.

Особенно большого развития западное направление достигло в древней Греции и Риме.

Физическая культура играет огромную роль как средство гармонического физического развития, укрепления здоровья, предупреждения патологических изменений в организме, связанных с недостаточной двигательной активностью, как фактор активного отдыха. В физической культуре, с целью всестороннего развития физических способностей занимающихся, применяются физические упражнения в виде гимнастики, игр, туризма в сочетании с систематическим закаливанием, а также выполнением гигиенических правил труда и быта, т. е. выполнение всего того, что в настоящее время получило наименование «Здоровый образ жизни».

Ценности физической культуры – главные общечеловеческие ценности (здоровье, физическое совершенство, высокая физическая и интеллектуальная работоспособность, воспитание самодисциплины).

Физическое воспитаниеэто процесс привития знаний, умений и навыков физической культуры в специальных учреждениях специалистами по физической культуре. Этот процесс специально направлен на физическое развитие и совершенствование организма. Одним из главных принципов физического воспитания является принцип оздоровительной направленности, что обеспечивается, в частности, обязательностью и взаимосвязью врачебного и педагогического контроля. Основными средствами физического воспитания служат физические упражнения и закаливание. В различные возрастные периоды физическое воспитание имеет свои задачи и особенности. В медицинских вузах физическое воспитание направлено на поддержание и совершенствование у студентов-медиков физической и умственной работоспособности, а также формирование знаний, умений и навыков правильного применения средств физической культуры в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Физическая нагрузканерегламентированное динамическое или статическое действие.

Физическая тренировкадозированная физическая нагрузка, выполняемая в динамическом или статическом режимах, с чередованием регламентированного отдыха. (Демонстрация: пример физической нагрузки и физической тренировки).

Физическое и функциональное состояние – два довольно близких понятия, однако, отличающихся друг от друга тем, что в первом случае речь идет о состоянии и динамике антропометрических и морфологических показателей, во втором случае речь идет исключительно о функциональных показателях, проявляемых как целостным организмом, так и отдельными его системами.

Физическое развитие – состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, лежащих в основе определения возрастных особенностей организма. Физическое развитие определяется большим числом признаков: внешний облик человека, конституциональные особенности телосложения, антропометрические и функциональные признаки и др. Для целей медицинской и педагогической практики физическое развитие определяется чаще всего по суммарным, относительно легко поддающимся измерению признакам: длине тела, массе тела, «окружности» грудной клетки и головы, состоянию жировой и мышечной массы, мышечной силы и выносливости, а также мышечного тонуса, гибкости суставов, амплитуде дыхания и кровяного давления и по данным соматического осмотра. Данные измерений обрабатываются методом математической статистики с расчетом индексов.

Физическая и функциональная подготовленность – тоже близкие понятия. Однако, физическая подготовленность проявляется на структурном уровне (сила и выносливость мышц, гибкость и прочность суставов и связочного аппарата, способность быстро и ловко передвигаться в пространстве); функциональная подготовленность организма проявляется возможностью различных функциональных систем обеспечить оптимальную, а при необходимости максимальную работу, перестроить, компенсировать и восстановить организм без нарушений его гомеостаза, чтобы не допускать срывов, которые впоследствии могут приводить к заболеваниям.

Психофизическая подготовленность – это готовность выполнить необходимую физическую нагрузку в оптимальном для своего пола и возраста объеме и темпе.

Физическая сторона подготовленности характеризуется возможностями функциональных систем организма, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность, а также уровнем развития основных физических качеств – быстроты, силы, выносливости, ловкости (координационных способностей) и гибкости. Физическая подготовленность подразделяется на общую, вспомогательную и специальную.

Общая подготовленность предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей органов и систем организма, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.

Вспомогательная подготовленность служит функциональной основой для успешной работы над развитием физических качеств и способностей, проявляемых в двигательных действиях, родственных избранной специальности или избранному виду спорта, способствующих лучшей подготовке организма к перенесению высоких специфических нагрузок, к интенсивному протеканию процессов восстановления.

Специальная подготовленность характеризуется развитием физических качеств, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих наивысшие достижения в избранном виде спорта и в избранной профессии.

Психическая подготовленность в свою очередь также подразделяется на две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

В структуре волевой подготовленности выделяют такие качества, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании со своевременностью и обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодолении препятствий), выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), а также самостоятельность и инициативность (собственный почин и новаторство).

Волевое действие по своей структуре распадается на принятие решения и его реализацию. Принятое решение реализуется в различных условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение (а действие после этого осуществляется как бы само собой), и заканчивая такими, в которых реализации волевого решения препятствует какое-либо сильное противодействие. При этом возникает необходимость в специальных условиях для его преодоления и осуществления намеченной цели.

В структуре специальной психической подготовленности выделяют:

· устойчивость к стрессовым ситуациям;

· степень совершенства кинестетических и визуальных восприятий;

· способность к психической регуляции движений, обеспечиванию эффективности мышечной координации;

· способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени и эмоциональной перегрузки.

Двигательная активность. Уровень двигательной активности, ее характер и напряженность определены условиями профессионально-трудовой деятельности, быта, занятий физической культурой и спортом, осуществлением мероприятий активного отдыха, а также геоклиматическими условиями. Это и называется «общей двигательной активностью». В реальной жизни существуют как необходимый (минимальный), так и достаточный (оптимальный) уровни общей двигательной активности человека. Минимальный уровень двигательной активности это как раз то, что, к сожалению, наблюдается у большинства наших современников-соотечественников, т. е. тех самых «практически здоровых» лиц, которые пока чувствуют себя удовлетворительно, ни на что не жалуются, но быстро утомляются и с трудом справляются с относительно небольшой физической нагрузкой. Оптимальный же уровень двигательной активности своим последействием в организме обеспечивает оптимальные показатели физического развития и физической подготовленности. Оптимальный уровень двигательной активности зависит от типа нервной деятельности, биохимических реакций в организме, количества и качества потребляемой пищи. Оптимальный уровень двигательной активности обеспечивает физическую готовность человека к выполнению основных социальных функций, в первую очередь нормального жизнеобеспечения организма, высокую профессиональную трудовую работоспособность, устойчивость внутренней среды организма, низкую утомляемость в процессе труда и быструю восстанавливаемость после его прекращения, прочное здоровье и низкую заболеваемость, как в привычных, так и в экстремальных условиях.

Сейчас крайне важно, чтобы каждый уяснил для себя раз и навсегда, что наши современники с их автоматизацией и механизацией производственных процессов и быта никогда не смогут поднять свою двигательную активность до оптимального уровня, если не включат в нее специальную физкультурно-спортивную двигательную деятельность. Специальная физкультурно-спортивная двигательная деятельность человека является лишь одним из компонентов его общей двигательной активности, но этот компонент очень важный, поскольку только он может вывести каждого конкретного индивидуума из состояния, называемого «гипокинезией». Часто путают понятия «гипокинезия» и «гиподинамия». Гипокинезия – это снижение двигательной активности, а гиподинамия – снижение мышечного напряжения и мышечной силы.

Двигательный режимэто целенаправленное регламентированное распределение двигательной активности в течение суток. В двигательный режим входит утренняя гигиеническая гимнастика, бытовая физическая активность, производственный процесс с производственной гимнастикой, учебно-тренировочные или оздоровительно-физкультурные занятия и в конце дня заключительная расслабляющая гимнастика.

Спорт – специфическая область физической культуры, где в соревновательных условиях проявляются максимальные возможности и способности человека, к которым организм специально готовится путем активных усиленных тренировок. Отличительными чертами спорта является стремление к наилучшему спортивному результату, воспитание воли, решительности и смелости в решении различных задач, борьба за победу в условиях различных соревнований, высокая эмоциональность как соревнований, так и тренировочных занятий и связанные с этим большие физические и психологические нагрузки. По сравнению с другими видами физической деятельности спорт позволяет достигать наивысшего развития физических и функциональных возможностей организма. Однако положительный эффект тренировочные и соревновательные нагрузки, свойственные спорту, дают лишь в условиях их рационального использования и правильного восстановительного периода. К сожалению в погоне за золотыми медалями тренеры и спортсмены забывают об оздоровительных и этических нормах, применяя различные допинги и другие стимуляторы, которые дают временный успех, а затем длительные болезни. Это подрывает авторитет спорта. Поэтому в настоящее время физическая культура и большой спорт стали антиподами. Обязанность медиков – следить за тем, чтобы спорт приносил только пользу организму, а для этого следует строго подбирать тренировочный режим и хорошо восстанавливать организм после соревновательных нагрузок, создавая спортсменам условия для здорового образа жизни. Важнейшие из этих условий – квалифицированное педагогическое руководство и систематический врачебный контроль с учетом индивидуальных особенностей занимающихся: возрастных, половых, предварительной подготовленности. В спорте большое значение имеет техническая, тактическая и психофизиологическая подготовленность.

Физическое совершенство – это способность выполнять физические нагрузки в максимальном объеме и темпе, которые могут быть проявлены для данного пола и возраста. Физическое совершенство достигается в процессе постоянных тренировок в определенном режиме (с постепенным, правильным и постоянным увеличением нагрузок), позволяющем накапливать физические и функциональные резервы. Приблизительно до 25 лет человек может накапливать физические и функциональные резервы свыше своих биологических возможностей, затем он может их долгие годы поддерживать, но в конце концов биологический возраст заставит постепенно сокращать темп и объем максимальных нагрузок. (Демонстрация: примеры, графики, таблицы).

У человека существует три возраста: паспортный, биологический, который, в основном, совпадает с паспортным, и функциональный, который, как правило, не совпадает ни с паспортным, ни с биологическим. О функциональном возрасте хорошо говорят фразы: «Мужчине столько лет, на сколько он себя чувствует, а женщине столько, на сколько она выглядит». А очень образно о функциональном возрасте сказал Андрей Вознесенский: «Мне жаль тебя, мне жаль тебя, старик, мне жаль тебя, старик двадцатилетний!» Да, можно стать функционально стариком и в молодые по паспорту годы, а можно и в 70 лет рожать детей и ставить рекорды, но для этого все годы нужно поддерживать психофизическое состояние на должном уровне.

Физическое совершенство – одна из важнейших социальных целей (наряду с укреплением здоровья, идейным, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием и др.), достигаемых с помощью средств физической культуры.

Организационно-административные аспекты физического воспитания в медицинских вузах. Предмет «Физическая культура» был введен в вузы в 1929 году, потому что было замечено, что у студентов ухудшается здоровье в процессе обучения в вузе. Ученые доказали, что умственная и эмоциональная нагрузка без физической нагрузки ведет к снижению функциональных и физических возможностей, что снижает резистентность к заболеваниям и приводит как к психической, так и к соматической патологии. В настоящее время информационный и эмоциональный объем нагрузок настолько велик, что значительно перегружает организм, и только физическая нагрузка на опорно-двигательный аппарат противодействует информационной и эмоциональной атаке на мозг.

Ученые во многих работах доказывают, что правильно организованные занятия физической культурой повышают умственную и физическую работоспособность, улучшая функциональные возможности организма. Учитывая важную роль физической культуры в оздоровлении и укреплении людей руководство страны уделяет большое внимание правильному воспитанию физической культуры во всех возрастных группах населения. Это подчеркивается в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 г., в приказе Министерства образования Российской Федерации № 1025 от 01.12.1999 г. «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» и приказе от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» во исполнение решения коллегий Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиума Российской академии образования от 23.05.2002 № 11/9/6/5. Поэтому в Государственном образовательном стандарте предмет «Физическая культура» является обязательной дисциплиной для каждого высшего учебного заведения без сокращения выделяемого объема часов. В медицинских вузах физическая культура является не только средством оздоровления студентов и поддержания у них физического и психического равновесия, но также предметом, который студенты должны впоследствии использовать в своей врачебной практике в качестве мощного немедикаментозного средства оздоровления. Каждый врач должен уметь назначать двигательный режим каждому своему пациенту также, как он должен назначать режим питания и режим приема лечебных процедур.

Предмет «Физическая культура» в медицинских вузах проводится согласно учебного плана каждого вуза, который должен соответствовать Госстандарту. Учитывая, что даже двух занятий в неделю не достаточно, чтобы совершенствовать физические и функциональные возможности организма, на академических занятиях студент в основном обучается тому, что и как следует выполнять. Поэтому необходимо стараться находить время для самостоятельных занятий во внеучебный период. Пропускать занятия – значит лишать себя возможности поддерживать физическую и умственную работоспособность, а затем лишать своих пациентов грамотных рекомендаций и полноценного лечения.

Занятия по физической культуре в медицинских вузах проводятся в виде лекций, методико-практических и учебно-тренировочных занятий в спортивных залах и на стадионах.

Все студенты-медики для занятий физическим воспитанием распределяются на медицинские группы: основную, подготовительную, специальную и ЛФК. Освобождаются студенты от занятий физическим воспитанием только на время освобождения от всех других академических занятий в вузе. Учитывая специфику образовательной направленности физического воспитания в медицинском вузе студенты-медики не могут освобождаться от предмета «Физическая культура», так как должны освоить теоретический раздел в виде лекций и методико-практический раздел, преподаваемый на практических академических занятиях, а в зависимости от физического и функционального состояния проходят либо учебно-тренировочный курс, либо лечебно-оздоровительный. Поэтому врачи, которые освобождают от занятий студентов-медиков, во-первых, выполняют не свои функции, а во-вторых, оказывают «медвежью услугу» будущим коллегам.

Студентам, пропустившим занятия, необходимо представить студенческие справки, которые заменяют больничные листы, в течение недели после возобновления занятий в вузе. Только на основании этих справок студент не отрабатывает пропущенные учебно-тренировочные занятия, любые другие справки недействительны. Однако, это не освобождает студентов от теоретического и методико-практического курса. Все пропуски учебно-тренировочных занятий без предоставления справок отрабатываются в течение месяца. Теоретический и методико-практический курсы отрабатываются в виде рефератов.

После прохождения медицинского осмотра и сдачи контрольных нормативов и контрольных упражнений студенты могут заниматься в спортивных секциях или оздоровительных группах, которые культивируются в вузе, где они обучаются. Занятия в секциях вне вуза не дают право на получение зачета. Студенты, входящие в сборные команды России по видам спорта, которые включены в Спартакиаду вузов России и чемпионаты России, проходят учебно-тренировочный курс в соответствии со своими тренировочными планами, подписанными преподавателем, ответственным за факультет, где учится данный студент.

Зачет ставится студенту, который полностью прошел теоретический, методико-практический и учебно-тренировочный или лечебно-оздоровительный курсы и на зачете показал знания и умения по пройденным курсам.

Физическое воспитаниев медицинских вузах направлена на:

– укрепление здоровья студентов и поддержание у них на протяжении всего периода обучения в вузе высокой работоспособности;

– обеспечение разностороннего физического развития студентов;

– развитие и совершенствование специальных физических качеств, необходимых медикам в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей;

– привитие студентам знаний, умений и навыков в использовании средств физической культуры и спорта в режиме учебных занятий, при трудовой деятельности и на отдыхе;

– подготовку студентов к самостоятельной работе в качестве организаторов гигиенической и производственной гимнастики.

Профессиональная направленность физической культуры в медицинских вузах заключается в том, что врач не только должен сам оздоравливаться с помощью средств физической культуры и развивать необходимые для работы физические и психофизические качества, но и постоянно в своей врачебной практике включать средства физической культуры в двигательный режим пациентов и в тактику лечения больных. Для этого необходимо не только теоретически знать, какие и когда средства физической культуры следует назначать пациенту, но и уметь правильно объяснить ему, как эти средства применять, а при необходимости показать, как правильно выполняется то или иное физическое упражнение, а также правильно направить пациента в ту или иную секцию или группу здоровья. Кроме того, врач обязан уметь правильно оценивать физическое развитие по материалам проводимых антропометрических обследований до и после занятий физическим воспитанием; проводить врачебно-педагогические наблюдения в местах занятий физкультурников; проводить медицинский контроль за занятиями оздоровительно-тренировочных секций и групп здоровья, производственной гимнастикой; осуществлять санитарно-гигиенического контроль в местах занятий физкультурой и спортом и т. д.

Физическая культура, являющаяся важнейшей составляющей воспитания здорового человека, не только повышает выносливость организма, но и содействует формированию необходимых моральных и волевых качеств и поэтому является важной основой психопрофилактики. В организме существует известная зависимость между его психическим и физическим состоянием. Психическое состояние влияет на физическое состояние организма и обратно – физические и соматические факторы, изменяя биохимическую динамику организма, влияют на его психическое состояние.

Исследованиями в лаборатории И.П. Павлова доказано, что у подопытных животных, длительно находящихся в условиях чрезмерно тяжелой экспериментальной нагрузки, могут обнаруживаться трофические расстройства и другие симптомы раннего старения. Трудная экспериментальная задача, выполняемая животными, является аналогом напряженной умственной работы студента. Вот почему в системе профилактики заболеваний и старения должно быть четкое чередование правильной организации умственного труда и физической тренировки.

Жизненно необходимые умения и навыки. В физической культуре это крайне важные в повседневной жизни человек двигательные акты, благодаря которым осуществляется взаимодействие между различными частями тела и его внутренними органами, что лежит в основе согласованной (упорядоченной) работы организма и определяет его целостную деятельность. Формирование умений и навыков осуществляется с помощью приобретенных рефлексов [от лат. reflexus – отражение] – ответных реакций организма на раздражение рецепторов, осуществляемых при посредстве центральной нервной системы. При помощи рефлексов (а следовательно умений и навыков) происходит адаптация организма к внешней среде. Таким образом, с общебиологической точки зрения рефлексы (а также и формирующиеся на их основе умения и навыки) являются приспособительной реакцией организма, проявляющейся как в простейших рефлекторных актах, так и в сложнейших формах поведения человека и высокоорганизованных животных. Ярким примером жизненно необходимых умений и навыков может служить носовое дыхание, благодаря которому осуществляется не только взаимодействие между внутренними органами человека, но и взаимосвязь его с внешней средой. К сожалению, люди очень часто дышат неправильно. Неправильное дыхание включает сложные механизмы приспособительных реакций, которые, не выдержав продолжающейся патологической нагрузки, приводят к возникновению патологии в организме. Вот почему йоги многие болезни лечат обучением людей правильному дыханию. Кроме того, с помощью правильного дыхания носом лицам, занимающимся физической культурой, представляется великолепная возможность очень точно дозировать физическую нагрузку при занятиях физическими упражнениями с тем, чтобы физическая нагрузка оставалась на уровне оздоровительного воздействия на организм, впрочем, это уже тема последующих лекций.

Профессиональная направленность физического воспитания в медицинском вузе заключается также в том, что студенты осваивают ряд профессионально-прикладных навыков физической подготовки для врачей – изучение различных способов передвижения, особенно таких как ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание, гребля, которые могут пригодиться при обслуживании больных на дому и оказании неотложной помощи. Кроме того, необходимо развивать профессионально-прикладные физические качества, необходимые врачу для выполнения своих профессиональных обязанностей, например, для хирургов очень важно иметь статическую силовую выносливость мышц спины и нижних конечностей, чтобы не утомляясь часами стоять за операционным столом, скоростную выносливость и быстроту верхних конечностей, чтобы быстро взять нужный инструмент и наложить нужный шов, чтобы быстро остановить кровотечение, а также быстроту реакции, волю, оперативное мышление и т. д.

 

Тема II. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (4 часа).

I часть (2 часа)

Основные понятия: организм человека, функцио­нальные системы организма, саморегуляция и самосо­вершенствование организма, гомеостаз, резистентность, рефлекс, адаптация.

Организм человека рассматривается в настоящее время как единая саморазвивающаяся и саморегулирующая система, в которой постоянно происходят биохимические, биофизические, биоэнергетические и другие реакции. В вузе все это подробнее изучается на таких предметах как биофизика, биохимия, биология и физиология. Под воздействием как внешних, так и внутренних различных факторов саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система организма постоянно приспосабливается. Но чтобы приспособительные механизмы работали лучше и более слаженно, их нужно постоянно тренировать, а это уже относится к предмету физическая культура. Причем доказано, что если тренировать организм к воздействию одних факторов, то воздействие других факторов организм будет воспринимать более адекватно и спокойно. То есть тренируя себя к физическим нагрузкам, вы будете лучше переносить эмоциональные и информационные нагрузки, которых в вузе бывает предостаточно, а также холодовые и тепловые нагрузки.

Инди­видуальное развитие организма (онтогенез), представляет собой совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохи­мических преобразований, претерпеваемых от мо­мента зарождения до конца жизни. Изучение онтоге­неза и разработка теории индивидуального развития позволяет вычленять как общее, так и особенное в проявлениях возрастного развития организма. Общее позволяет создавать типовые биологиче­ские критерии нормы и патологии для каждого из этапов развития (своеобразная медико-биологическая «паспортизация» возрас­тов), что даст возможность, внося своевременную коррекцию, оптимизировать возрастное развитие путем устранения остроты критических периодов и повышать на каждом этапе полноценность его функций.

В онтогенезе организма человека в полной мере проявляется свойственное всему живому на земле диалектическое единство консерватизма наследственности (обеспечивающего устойчи­вость видовой организации) и изменчивости (под влиянием кон­кретных условий существования). Конкретное проявление зако­номерностей онтогенеза зависит от социальных и экономических условий, разнообразие которых позволяет наблюдать множество особенностей, вариантов индивидуального развития организма. Подробнее об этом изучают на предметах политология, философия, биология.

Рассматривая медицинские аспекты соотношения биологиче­ского и социального в человеке, современная наука выделяет три группы явлений. Первая – это технический прогресс, который связан с прямым влиянием социаль­ных факторов на биологические процессы человека. В на­стоящее время быстрые перелеты в разные часовые пояса и климатические условия, техногенные и космогенные катастрофы, прием химических препаратов и т. д. вызывают к жизни массу новых факторов, перед ко­торыми человек как представитель биологического вида практи­чески беззащитен. У него нет эволюционно выработанных меха­низмов защиты от воздействия факторов, с которыми раньше не встречался.

Вторая группа явлений свидетельствует о социаль­ном опосредовании некоторых биологических по своей природе процессов. Это непропорциональное изменение структур организма, приводящее в том числе и к акселерации, это неадекватная реакция организма на внешние воздействия, что приводит к аллергизации, это усиление психоневрологических реакций, что приводит к психосоматическим заболеваниям. Механизм явлений этой группы – облегчающее, тормозящее или направляющее влияние условий социальной жизни на ход естественных биоло­гических процессов. Например, механизация и автоматизация производственных и бытовых процессов. Дело дошло до того, что даже зубы стали чистить электрической щеткой. Все это приводит к мышечной атонии, а затем и дистрофии, что влечет за собой нарушения в соответствующих органах и системах. (Демонстрация слайдов или фильма).

Третья группа явлений касается, напротив, биологического содержания социальных по своей сущности и происхождению процессов: выявление психофизиологических предпосылок су­ществования и распространения таких негативных социальных явлений, как наркомания (включая пьянство и курение табака), половая распущенность и другие антисоциальные проявления.

С другой стороны, все большее значение приобретают психофизио­логические предпосылки профессиональной деятельности как основы рациональной профориентации и профилактики «срывов» высшей нервной деятельности в условиях современно­го производства. Так, труд медицинского работника характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, требует большого внимания, оперативного мышления, высокой трудоспособности, нередко в экстремальных условиях, часто требующих проявления физических качеств выносливости, силы, быстроты, ловкости, а иногда и гибкости (табл. 1).

Таблица 1.

 

Сравнительная оценка врачами психоэмоционального и физического напряжения, связанного с их профессиональной деятельностью (в процентах)

(по В. К. Овчарову, 1985 г.)

 

Специальность и место работы Наличие психоэмоционального напряжения Наличие физического напряжения
Непре-рывно Периоди-чески Эпизоди-чески Непре-рывно Периоди-чески Эпизоди-чески
Участковый терапевт 57,2 40,3 1,0 19,1 49,1 3,9
Терапевт стационара 51,2 45,8 0,3 6,6 31,6 15,6
Участковый педиатр 67,4 30,0 0,3 35,2 37,5 3,3
Педиатр стационара 66,9 33,1 - 10,5 39,1 8,3
Хирург поликлиники 46,0 44,7 4,3 15,5 53,1 5,6
Хирург стационара 72,6 25,3 1,3 28,9 61,3 5,1
Акушер-гинеколог консультации 48,0 45,2 2,3 11,3 38,4 5,1
Акушер-гинеколог стационара 73,9 26,1 - 26,9 61,2 5,2
Акушер-гинеколог род. дома 66,9 30,6 0,8 14,1 72,7 3,3
Невропатолог поликлиники 60,7 35,5 1,9 11,2 38,3 3,7
Невропатолог стационара 58,6 40,2 1,1 12,6 23,0 12,6
Офтальмолог поликлиники 45,5 47,9 3,3 6,6 24,0 8,3
Офтальмолог стационара 41,7 56,9 1,4 5,6 58,3 5,6
Отоларинголог поликлиники 37,7 56,2 3,5 14,0 42,1 5,3
Отоларинголог стационара 55,0 31,7 11,7 11,7 63,3 1,7
Психиатр диспансера 87,9 11,3 0,8 5,6 34,7 14,5
Психиатр стационара 86,8 11,7 0,8 7,4 30,0 17,5
Фтизиатр диспансера 26,3 69,7 1,3 1,3 31,6 5,3
Фтизиатр стационара 50,0 44,0 2,0 6,0 22,0 10,0
Дерматовенеролог диспансера 42,3 48,7 5,1 4,5 16,7 10,3
Дерматовенеролог стационара 54,0 44,4 - 7,9 22,2 6,3
Стоматолог поликлиники 44,4 50,1 2,2 34,2 48,6 3,0
Врач скорой медицинской помощи 69,4 27,7 1,0 36,3 51,7 5,0
В среднем… 59,8 39,9 1,5 19,6 32,4 6,5

 

 

Функциональная система организма – единица целостной деятельности организма. Функциональные системы организма представляют собой динамические саморегулирующиеся органи­зации, формирующиеся на метаболической основе или под влиянием факторов окружающей среды, а у человека (в первую очередь) – социальной среды. Подробно это изучают на кафедре нормальной физиологии, но сейчас разрешите акцентировать ваше внимание на том, как с помощью физических упражнений можно управлять функциональными системами своего организма. Каждая функциональная система с помощью нервной, гуморальной, иммунной и энергетической регуляции избирательно объ­единяет различные органы и ткани для обеспечения полезных для организма приспособительных результатов. С позиций теории функциональных систем утрачивается традиционный орган­ный принцип построения физиологических функций, поскольку одни и те же органы и ткани объединяются различными функ­циональными системами для обеспечения специфических ре­зультатов их деятельности. Например, чтобы успеть на занятия студент мобилизует систему опорно-двигательного аппарата, это, в свою очередь, включает дыхательную и сердечно-сосудистую системы, а когда студент идет обедать, то включаются пищеварительная система и, опять же, система кровообращения и т. д.

Полезными приспособительными для организма человека ре­акциями, формирующими функциональные системы различ­ного уровня, являются, например, гомеостатические реакции (определяющие оптимальное для нормальной жизнедеятельно­сти течение различных метаболических процессов в тканях орга­низма); результаты поведенческой деятельности (удовлетворяющие их ведущие метаболические и биоло­гические потребности) и т. д. Многообразие полезных для организма приспособительных реакций указывает на то, что число функциональных систем, составляющих различные стороны жизнедеятельности целого организма, может быть чрезвычайно велико. Одни функцио­нальные системы своей деятельностью определяют различные показатели внутренней среды организма (мы будем рассматри­вать это явление ниже в разделе «Гомеостаз»), другие – поведен­ческую деятельность и взаимодействие с окружающей средой. Некоторые функциональные системы, детерминированы, то есть явля­ются врожденными, другие складываются по мере формирова­ния отдельных потребностей человека – особенно поведенческих.

Каждая функциональная система различного уровня органи­зации строится по принципу саморегуляции: отклонение резуль­тата деятельности функциональной системы от уровня, обеспе­чивающего нормальный метаболизм орга­низма, является стимулом к мобилизации необходимых элементов систем для обеспечения нормального результата.

Принцип иерархии состоит в том, что в каждый данный мо­мент времени деятельность организма определяется функцио­нальной системой, доминирующей в плане выживаемости или адаптации к окружающей среде. По отношению к доминирую­щей все другие функциональные системы организма выстраива­ются в иерархическом порядке в соответствии с их биологиче­ской значимостью и необходимостью для социальной деятельно­сти человека. Например, когда студент готовится к зачету по анатомии, у него работают больше те функциональные системы, которые улучшают умственную деятельность, когда сдает норматив на 100-метровке – работают функциональные системы, обеспечивающие скоростную выносливость, а когда сдает норматив на силовые показатели (отжимание, подтягивание, подъем туловища) – включаются функциональные системы, которые обеспечивают силовую выносливость. (Демонстрация слайдов или фильма).

После удовлетворения ведущей потребности деятельностью организма овладевает очередная по биологической и социальной значимости потребность, формирующая доминирующую функциональную систему. По отношению к этой функциональной системе другие также выстраиваются в иерархическом порядке т. д. Например, когда Вы после занятий пошли в столовую, там уже доминирует функциональная система, обеспечивающая пищеварение, мышечная система работает с учетом Вашего аппетита (сколько раз Вам придется поднести ложку ко рту), а функциональная система, обеспечивающая умственную работоспособность, отдыхает.

В единую обобщенную функциональную систему могут входить отдельные функциональные системы, обеспечивающие различные показатели гомеостаза внутренней среды организма (например, функциональная система поддержания оптимальных величин гемодинамических показателей, функциональная система поддержания оптимального уровня дыхательных показателей организма; функциональная система обеспечивающая водно-солевой обмен; регулирующая свертываемость крови, поддержания оптимальной температуры тела и т. д.).

Таким образом, с точки зрения функциональных систем, целостный организм представляет собой иерархию множеств функциональных систем, действующих по принципу многосвязного взаимодействия.

В отличие от рефлекса, который в любой его форме является реакцией организма на тот или иной стимул, функциональные системы не только реагируют на внешние стимулы, но и по принципу обратной связи отвечают на различные смещения контролируемого ими жизненно важного результата.

Саморегуляция и самосовершенствование жизнедеятелъности организма – один из механизмов поддержания жизнедеятельности организма на относительно постоянном уровне в меняющихся условиях внешней среды. Представление о функциональной системе (введенное П.К.Анохиным в 1935 г.) является конкретным аппаратом саморегуляции физиологических функций на всех уровнях жизнедеятельности для всех приспособительных функций организма

Гомеостаз [hотеоstasis; греч. hотоios – подобный, тот же самый + stasis – состояние, неподвижность]относительное динамическое постоянство внутренней среды (крови, лимфы, тканевой жидкости) и устойчивость основных физиологических функций организма человека и животных (кровообращения, дыхания, терморегуляции, обмена веществ и т. д.). Регуляторные механизмы, поддерживающие физиологическое состояние или свойства клеток, органов и систем целостного организма на оптимальном уровне, называются гомеостатическими. Например, нормальные цифры АД – от 100 до 130 мм рт. ст. для систолического и от 60 до 80 мм рт. ст. для диастолического давления, ЧСС (частота сердечных сокращений) в покое у лиц студенческого возраста колеблется в норме от 60 до 70 ударов в минуту. Есть такой хороший тест на проверку функционального состояния сердечно-сосудистой системы: измеряем ЧСС сидя в течение 1 минуты после 3-х минут отдыха, если Ваша ЧСС не превышает 55 ударов в минуту, то у Вас здоровая тренированная, отличная сердечно-сосудистая система, если ЧСС до 65 ударов в минуту – хорошая, если до 75 ударов в минуту – средняя, до 80 ударов в минуту – не тренированная, более 80 ударов в минуту – следует обратиться либо к кардиологу, либо к эндокринологу, чтобы обследоваться и получить конкретные рекомендации. (Демонстрация со студентами в аудитории).

Особое значение для жизнедеятельности организма имеет постоянство состава крови – жидкой основы организма. Так, например, РН крови, как правило, не выходит за пределы 7,35-7,47; сохраняется постоянство осмотического давления, соотношения электролитов (натрия, кальция, хлора, магния, фосфора, содержания глюкозы, числа форменных элементов и т. д.

Особо важное значение имеет постоянство внутренней среды для деятельности центральной нервной системы.

К наиболее совершенным гомеостатическим механизмам в организме высших животных и человека относятся процессы терморегуляции. Так, вы знаете, что нармальная температура тела – от 360С до 36,90С.

Резистентность [от лат. resisterе – противостоять, сопротивляться] – устойчивость организма к действию патогенных факторов. В настоящее время термин «резистентность» охватывает широкий круг явлений (значительно больший, чем, например, иммунитет). Согласно Селье (Н. Selye), «неспецифическая» резистентность представляет собой устойчивость организма скорее к повреждению вообще, чем к какому-либо отдельному повреждающему агенту или группе агентов. Г. Селье рассматривает резистентность к патогенному действию различных стрессоров (повреждающих агентов): механических, физических, психических и др.

Различают резистентность целостного организма и отдельных его частей или (по Г. Селье) общую и местную неспецифическую резистентность. Однако фактически общая и местная неспецифическая резистентность взаимозависимы, так как резистентность зависит от анатомо-физиологических особенностей организма. Например, устойчивость черепах к механическим воздействиям обусловливается наличием панциря, а устойчивость лиц с темной кожей к солнечному облучению, – наличием повышенного количества пигмента меланина в коже и т. д. Резистентность варьирует в весьма широких пределах в зависимости от вида организма, его породы, конституции, возраста, степени адаптации к повреждающему агенту, а также его тренированности и физического совершенства

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при посредстве центральной нервной системы. Рефлекторный акт в строгом смысле этого слова появляется на этапе филогенетического развития, одновременно с появлением сегментарного билатерально-симметричного строения тела. Поэтому в наиболее элементарной форме рефлекс представляет собой сегментарную реакцию на внешнее раздражение. Но поскольку вся эволюция нервной системы состоит в надстройке новых элементов (надсегментарный аппарат) над старыми, то с функциональной точки зрения сегментарный рефлекс является основой, над которой в процессе эволюции надстраивались более сложные механизмы нервных функций. С другой стороны, следует признать, что сегментарный рефлекс представляет собой основной тип реакции на внешние раздражения и что все более высшие формы этих реакций являются не чем иным, как постепенным усложнением и превращением простого рефлекторного акта в более сложный.

Сложный рефлекс протекает с подключением разного числа вставочных (коррелятивных) нейронов, подключающих надсег­ментарные механизмы. Более подробно это изучают на физиологии.

Адаптация [от лат. adapto – приспособляю] – морфофункциональные приспособительные реакции животных и растительных организ­мов к конкретным условиям существования во внешней среде.

Под термином «Адаптация» часто понимается комплекс физиологических реакций, обеспечивающих приспособление к изменяющимся условиям внешней среды, направленных на поддержание относительного постоянства внутренней среды организма – гомеостаза. Устойчивость гомеостаза определяется надежностью систем организма, способных к адаптации. При этом различают кратковременную адаптацию, которая основывается на рефлекторных реакциях, и адаптацию долговременную, для формирования которой необходимы продолжительные или неоднократные воздействия, приводящие к структурно-функциональным изменениям в различных системах организма.

В процессе адаптации, например, организм спортсмена может проходить три фазы: напряжения, стабилизации и срыва. Важнейшим критерием положительного воздействия физической нагрузки на организм является оптимальная степень напряженности адаптации.

Фаза напряжения сопровождается признаками умеренной гемодинамической перегрузки желудочков сердца, гипертензией в малом круге кровообращения; увеличением размеров и объема сердца. Спортивная работоспособность при этом может не изменяться или возрастать.

Фаза стабилизации характеризуется постепенной адаптацией системы кровообращения целостного организма к нагрузке или серии нагрузок субмаксимального объема или интенсивности; формированием рабочей гипертрофии миокарда; стабилизацией на новом уровне физической работоспособности.

Фаза срыва возникает при превышении индивидуального предела функциональных возможностей организма и отличается симптомокомплексом в связи с типом и степенью декомпенсации регуляторных механизмов. Спортивная работоспособность и результативность при этом снижается.

В физической культуре, как правило, используются две фазы адаптации: фаза напряжения и фаза стабилизации, которые позволяют повышать физическую работоспособность, тренированность организма и спортивную результативность. В спорте, особенно при неправильных методах введения организма в нагрузку, чередования нагрузки и отдыха, вывода организма из нагрузки и восстановительного периода, да еще когда идёт бездумная погоня за очками, голами и секундами, а девиз «Выиграть любой ценой» доминирует над здравым смыслом и правильными методами тренировки, может наступить фаза срыва.

Чтобы не было вреда для организма следует все в жизни делать по правилам трех «П»: правильно, постепенно, постоянно.

Правильно - означает правильно выполнять физические упражнения; правильно подбирать их дозировку; правильно строить учебно-тренировочные занятия: вводить организм в работу, давая адекватную и оптимальную физическую и эмоциональную нагрузку и обязательно выводить в конце занятия организм из рабочего состояния; научить правильному дыханию во время исполнения физических нагрузок и в период восстановления; адекватно подбирать средства физической культуры для развития и поддержания физических качеств и коррекции имеющихся физических и функциональных нарушений и т.д.

Постепенно - означает “от простого к сложному” и “от меньшего к большему”: постепенно усложнять физические упражнения; постепенно увеличивать объем, а затем только интенсивность физических нагрузок; постепенно вводить организм в режим, сопровождающийся переключением на новый уровень биохимических реакций; постепенно приучать к потребности в ежедневных физических нагрузках, будь то физическая работа или физические упражнения; постепенно формировать физическую культуру личности.

Постоянно - означает ежедневно, ежегодно развивать физические и функциональные возможности организма, постоянно поддерживая все то, что он приобрел в результате тренировочных занятий.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Анохин П.К., Судаков К.В. «Функциональные системы». Москва, БМЭ, 1985, изд.3, т. 26, стр.1375-1378.

Геселевич В.А. «Медицинский справочник тренера». Москва, «Физкультура и спорт», 1981, изд. 2, стр.12-13.

Голубева Е.Л. «Саморегуляция физиологических функций». Москва, БМЭ, 1985, изд.3, т.22. стр.1381-1390.

Кассиль Г.Н. «Гомеостаз». Москва, БМЭ, 1985, изд.3, т.6, стр.907-911.

Лебединский А. «Адаптация к высоте». Москва, БМЭ, 1963, т.1, изд.2, стр. 193-195.

Лисицин Ю.П. «Здоровье населения и современные теории меди­цины». Москва, «Медицина», 1982, 325 с.

Овчаров В.К. «Труд и здоровье медицинских работников». Москва, «Медицина», 1985, 208 с.

Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Москва, 1952, т. 1, стр. 197-281.

Селье Г. Неспецифическая резистентность. Патофизиоло­гия и экспериментальная терапия, т.5, в.3, с.3, в.4, стр.3, 1963.

Сеченов И.М. «Рефлексы головного мозга». Москва, Избранные труды, 1935, стр.167.

Щедрина А.Г. «Онтогенез и теория здоровья». Методические аспекты. Новосибирск, «Наука», Сибирское отделение, 1989, стр.6-15.

 

 

II часть (2 часа)

 

Основные понятия: социально-биологические основы физической культуры, экологические факторы, гиподинамия и гипокинезия, гипоксия, максимальное по­требление кислорода, двигательные умения и навыки.

Социально-биологические основы физической культуры. Физическая культура благотворно воздействует на организм в течение всей жизни человека начиная с первых дней жизни – это прежде всего организация двигательного режима и закаливания дома, в яслях, детском саду, школе и далее вплоть до конца жизни.

Физическая культура ценится в общественном (социальном) аспекте прежде всего как проявление активной деятельности.

Основным средством физической культуры являются физические упражнения – специально подобранные движения и их комплексы, применяемые для укрепления здоровья, физического развития и физического совершенствования. Физические упражнения используют в массовой физкультурно-оздоровительной работе, в гигиенической, производственной и других формах гимнастики, при занятиях физической культурой и спортом. Кроме основного средства – физических упражнений – в физической культуре применяются также дополнительные (вспомогательные) средства – массаж и закаливание с помощью факторов внешней среды (солнце, вода, воздух, климат, пейзаж и т. д.).

Однако положительное воздействие физической культуры на организм человека может быть обеспечено лишь при определенных условиях: адекватных нагрузках, рациональном режиме труда и отдыха, правильном питании, регулярном врачебном контроле и самоконтроле.

Экологические факторы [греч. oikos – дом, место обитания]это факторы окружающей природы (среды, места обитания). С превращением человечества во второй половине ХХ века в новую «биогенную силу» на планете особенно отчетливо стал выявляться диалектический характер социально-экологических процессов, происходящих в современном обществе. С одной стороны, условия научно-технической революции создают объективные предпосылки для все большего удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, а с другой – происходит обострение противоречий между человеком и природой. Появились глобальные проблемы, затрагивающие интересы всего человечества. Основные из таких проблем современности – предотвращение деградационных изменений биосферы, мирового океана и самого человека.

Основным путем для решения экологических проблем современности является экологическое образование и воспитание населения, начиная с детского возраста.

Гиподинамия и гипокинезия [hypodynamia; греч. hyро + dynamis – сила – уменьшение мышечных усилий; hypokinesia; греч. hyро + kinesis – движение] – термин, употребляемый в двух значениях: 1) симптом двигательных расстройств, выражающийся в понижении двигательной активности, силы и скорости движений; 2) ограничение подвижности, обусловленное образом жизни, особенностями профессиональной деятельности.

Распространенность гиподинамии и гипокинезии в современных условиях возрастает в связи с процессами урбанизации, широкого внедрения в повседневную деятельность человека средств передвижения, автоматизации и механизации труда. Сокращение доли ручного немеханизированного труда, улучшение бытовых условий, возрастание роли современных средств коммуникации (телефон, радио, телевизор, компьютер) объективно способствует распространению более пассивных форм труда и проведения досуга, поскольку социальные и интеллектуальные потребности населения все полнее удовлетворяются в условиях относительно менее подвижного образа жизни. Гиподинамия и гипокинезия ведут к детренированности прежде всего гомеостатических механизмов, к снижению приспособительных и компенсаторных реакций, к преждевременному старению, предрасположенности к ряду заболеваний и приобретению их в более молодые годы.

В литературе термины «гиподинамия» и «гипокинезия» часто применяются как синонимы (например, для описания состояния иммобилизации, постельного режима, пребывания в замкнутых помещениях малого объема), однако значение этих терминов не одинаково. Гипокинезия означает ограничение пространственных характеристик движения, не обязательно связанное с уменьшением мышечных усилий. Так, например при полетах на больших космических орбитальных станциях состояние гиподинамии не сопровождается гипокинезией, так как там сохраняется свобода передвижений и полный объем движений. Целесообразность разграничения понятий гиподинамия и гипокинезия вызывается и различием форм проявления ответных реакций организма. Последствия гипокинезии проявляются преимущественно в развитии таких структурных изменений и функциональных перестроек как тугоподвижность суставов, на рушение двигательного стереотипа, координации движений и др. При гиподинамии же (вследствие уменьшения мышечных усилий) в организме развиваются функциональные и морфологические изменения, которые представляют собой разновидность адаптационных сдвигов (адаптация к сниженным нагрузкам) и выражаются преимущественно в явлениях детренированности мышечной системы и ее атрофии от бездействия. К наиболее специфическим из них можно отнести следующие: уменьшение энергообмена и потребности в пище, развитие детренированности сердечно- сосудистой системы, в частности миокарда; дистрофию мышечной ткани; перестройку жирового обмена с тенденцией к увеличению доли жирового компонента в массе тела; атеросклеротические процессы и деминерализацию костной ткани.

Гипоксия [hypoxia: греч. hyро + лат. оху(gеniuт) – кислород; синоним: кислородная недостаточность; кислородное голодание]состояние возникающее при недостаточном снабжении тканей организма кислородом или нарушении его утилизации в процессе биологического окисления.

В нормальных условиях эффективность биологического окисления (являющегося основным источником богатых энергией фосфорных соединений, необходимых для функции и обновления структур) соответствует функциональной активности органов и тканей. При нарушении этого соотношения возникает состояние энергетического дефицита, приводящее к разнообразным функциональным и морфологическим нарушениям, вплоть до гибели ткани (некроз).

Согласно современным представлениям, гипоксии могут подразделяться в зависимости от причин, их вызывающих, на: 1) гипоксии вследствие понижения парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе (экзогенная гипоксия), 2) гипоксия при патологических процессах, нарушающих снабжение тканей кислородом при нормальном содержание его в окружающей среде или утилизацию кислорода из крови при нормальном ее насыщении кислородом; сюда относятся следующие типы: дыхательный (легочный), сердечно-сосудистый (циркуляторный), кровяной (гемический), тканевой (гистотоксический) и смешанный.

Максимальное потребление кислорода (МПК) – это физиологический показатель, характеризующий максимальное количество кислорода (в мл/кг массы тела), которое организм в состоянии усвоить за 1 минуту. Данный показатель является выражением содружества многих систем организма, но в первую очередь, дыхательной, сердечно-сосудистой и кровеносной.

Установлено, что между МПК и предельной продолжительностью работы организма существует прямая взаимосвязь. Поэтому в процессе спортивной тренировки на выносливость, прежде всего идет процесс повышения МПК, которая находится в зависимости от веса спортсмена. Поэтому при оценке МПК следует ориентироваться не только на абсолютные показатели, но, главным образом, на относительные, т е. рассчитанные на 1 кг массы тела спортсмена.

Таким образом, МПК характеризует максимальный уровень аэробных возможностей организма (т. е. когда кислорода достаточно, чтобы покрыть все необходимые потребности в нем, связанные с увеличением объема двигательной активности). Вместе с тем природа «разрешила» человеку работать не только в условиях достаточного снабжения кислородом, но и «подарила» изумительную способность работать в долг, т. е. при остром дефиците кислорода, в условиях кислородного голодания тканей. Это возможно благодаря анаэробным источникам энергии.

Надежным тестом анаэробной производительности является величина так называемой максимальной кислородной задолженности.

Обычно в общем кислородном долге различают две фракции: алактатную и лактатную. Первую связывают с ресинтезом АТФ и креатинфосфата, а также с восстановлением израсходованных кислородных резервов организма (оксигемоглобин, кислород крови и т. д.). Эта часть кислородного долга оплачивается очень быстро (не более чем за 1-1,5 мин). Вторая фракция отражает окислительное устранение лактатов (молочной кислоты). Ликвидация этой фракции кислородного долга происходит значительно медленнее (от нескольких минут до 1,5 часов).

Двигательные умения и навыки. Всякий произвольный двигательный акт человека характеризуется двумя взаимосвязанными сторонами: двигательной и смысловой. Произвольным движением является такое, в управлении смысловой частью которого возможно вмешательство сознания человека.

Приобретенная, на основе знаний и опыта, способность неавтоматизированно управлять движениями в процессе двигательной деятельности является умением.

Умение выполнять двигательные действия формируется на основе определенных знаний о технике, наличия соответствующих двигательных предпосылок, в результате ряда попыток сознательно построить заданную систему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания.

Большое количество разнообразных двигательных умений является хорошей предпосылкой для эффективного технического совершенствования. В процессе их освоения у спортсменов вырабатывается способность к творческому мышлению, анализу выполняемых движений, совершенствуются специализированные восприятия, способность объединять простые движения в более сложные двигательные действия и др.

Многократное (стереотипное) повторение движений посте­пенно приводит к автоматизации основных элементов их коор­динационной структуры, к образованию двигательного навыка.

Двигательный навык – это автоматизированный способ управления движениями в целостном двигательном действии. При этом автоматизированным движением становится такое, в котором дви