Отчет о социологическом исследовании.
Итоги анализа полученной информации отражаются, как правило, в отчете о проведенном социологическом исследовании, который содержит в себе информацию, интересующую заказчика (исследователя), научные выводы и рекомендации. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем индукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается ответ на главную гипотезу.
Как правило, первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников исследования, сроки проведения работы и т.п.). Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.). Последующие разделы включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.
Разделы (или главы) отчета при необходимости могут быть разбиты на параграфы. Каждый раздел или даже параграф целесообразно завершать выводами. Заключение отчета лучше всего давать в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Отчет может быть изложен на трех-четырех десятках или на двух-трех сотнях страниц. Это зависит от объема материала, целей и задач исследования.
Приложение к отчету содержит все методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и т.п. Кроме того, в приложение чаще всего выносят таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в отчет. Это необходимо делать потому, что данные документы, ответы могут быть использованы при подготовке программы нового исследования.
Вопросы для повторения
1. Расскажите о первых этапах анализа эмпирических данных,
2. В чем состоит сущность обработки первичной информации?
3. Какие виды шкал измерения вы знаете?
4. Назовите виды группировок социологической информации
5. Какова структура отчета по итогам социологического исследования?
Литература
1. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. — М., 1991.
2. Аитов Н.Я. Отношения по расселению. — Свердловск: УрГУ, 1987.
3. Американская социологическая мысль. — М.: МГУ, 1994.
4. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М. и др. Социальные институты, содержание, функции, контроль. — Свердловск, 1989.
5. Андреева Г.М. К впросу об отношениях между микро- и макросоциологией. — М.: МГУ, 1970.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект-Пресс, 1996.
7. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - - М.: МГУ, 1996.
8. Арон Р. Этапы развития социологической мысли: Пер. с франц. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.
9. Байкова В.Г. Свободное время и свободное развитие личности, - М.: Мысль, 1985.
10. Бакунин М.А. Бог и государство // Полн. собр. соч. Т. 1.— СПб., 1907.
11. Бакунин М.А. Коррупция. О Макиавелли — развитие государственности // Вопросы философии. 1990. mq 12.
12. Батыгин Г.С. Обоснование научного метода в прикладной социологии. — М.: Наука, 1986.
13. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия: Пер! с нем. - СПб., 1909.
14. Богданов А. Либерализм и демократия. — М., 1905.
15. Борее В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. — М.: Наука, 1986.
16. Вебер М. Объективность социально-научного и социально-политического познания //Избр. произв. — М.: Прогресс, 1990.
17. Вебер М. Основные социологические понятия // Избр. произв. -М.: Прогресс, 1990.
18. Вейол П. Искусство менеджмента: новые идеи для мира хаотических перемен. — М., 1993.
19. Виноградский В.Г. Крестьянское сообщество сегодня // Социс.
Литература
20. Вундт В. Проблемы психологии народов: Пер. с нем. — М, 1912.
21. Вьюгин О.В., Гапоненко Н.В. и др. Россия: экономика и наука на пути реформ. — М., 1993.
22. Вятр Е. Социология политических отношений: Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1979.
23. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. —М.: Политиздат, 1991.
24. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. 1991. № 5.
25. Головченко Ф.М. Великий русский революционер-демократ Н.Г. Чернышевский. — М.: Знание, 1953.
26. Голод С.И, Стабильность семьи: социологический и демографический аспект. — Л.: Наука, 1984.
27. Гормонов М.К. Общественное мнение. История и современность. — М., 1988.
28. Городу, горожане. — М.: РАН, 1991.
29. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Как провести социологическое исследование. — М.: Политиздат, 1985.
30. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А, Западная теоретическая социология.— СПб.: СПбУ, 1996.
31. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. — М.: Политиздат, 1987.
32. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л., 1990.
33. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры.— М.: Наука, 1980.
34. Де-Роберти Е. Социология. — СПб., 1880.
35. Дюркгейм Э. Метод социологии. — Киев, 1899.
36. Здравомыслов А.Г. Методология и процедуры социологических исследований. — М.: Мысль, 1969.
37. Зотов В. Гражданское общество и правовое государство — показатели цивилизации //Коммунист. 1990. № 17.
38. Ионин Л.Г. Социология культуты. — М.: Логос, 1996.
39. история теоретической социологии.— М.: Канон, 1997.
40. Ковалевский М.М. Социология. В 2 т. — СПб., 1910.
41. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. — М.: Изд. полит, лит., 1984.
42. Конт О. Дух позитивной философии. — СПб., 1910.
43. Конт О. Курс положительной философии. В 6 т. Т. 1. — СПб., 1899.
44. Коробейников B.C. Методологические аспекты оперативного изучения общественного мнения. — М.: Наука, 1983.
45. Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. – М. : Наука, 1991.
46. Кропоткин Л.А. Записки революционера. — М.: Мысль, 1990.
47. Кухаркин А.В. Буржуазная массовая культура. — М.: Политиздат, 1985.
48. Лавров П.Л. Исторические письма //Избр. произв. В 2 т. Т. 2. — М.: Политиздат, 1965.
49. Левада Ю.А. Лекции по социологии. — М.: АН СССР, 1969.
50. Ленин В.И. Карл Маркс //Поли. собр. соч. Т. 26.
51. Ленин В.И. Государство и революция //Поли. собр. соч. Т. 33.
52. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. — М.: Прогресс, 1992.
53. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие //К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 13.
54. Маркузе Г. Одномерный человек: исследования идеологии развитого индустриального общества. — М.: Прогресс, 1994.
55. Московский М. С., Ермаков О.В. Методические вопросы разработки социологической информации. — М., 1977.
56. Мискевич Л.Б. Человек и свободное время: мнение социолога. — Минск: Наука и техника, 1989.
57. Михайловский Н.К. Что такое прогресс? Соч. Т. 1. — СПб., 1898.
58. Моисеев Я. Мегаполисы //Свободная мысль. 1997. №3.
59. Моль А. Социодинамика культуры. — М.: Прогресс, 1973.
60. Монсон П. Современная западная социология. — СПб.: Нотабене, 1992.
61. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Измерение в социологии. — М., 1980.
62. Основы прикладной социологии /Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. — М.: МГУ, 1995.
63. Павлов А. Т. От дворянской революционности к революционному демократизму. Идейная эволюция А.И. Герцена. — М.: МГУ, 1977.
64. Патрушев В., Караханова Т., Темницкий А Псков в 1986 и 1995 году //Социологический журнал. 1996. № 1/2.
65. Пригожий А.И. Современная социология организаций. — М.: Интерпракс, 1995.
66. Проблемы семьи и детства в современной России. — М.: МГУ, 1992.
67. Проблемы теоретической социологии. — СПб.: СПбГУ, 1994.
68. Рабочая книга социолога. — М.: Наука, 1989.
69. Радаев В. В. Экономическая социология: Курс лекций. — М.: Аспект-Пресс, 1997.
70. Ренан Э. Что такое нация? //Собр. соч. В 12 т. Т. VI.
71. Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. — СПб.: СПбГУ, 1994.
72. Семья и семейная политика. — М.: Наука, 1991.
73. Сноу Ч. Две культуры. — М.: Прогресс, 1973.
'Социаьно-трудовые исследования. К изучению общественных проблем труда в России первой половины 90-х годов. Вып. 5. — М.: РАН, 1996.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Изд. полит, лит., 1992.
Социология /Осипов Г.В. и др. — М.: Наука, 1990.
Социология Конта в изложении Риголажа. — СПб., 1898.
Социология организаций. Словарь-справочник. — М.: Союз, 1996.
Социология сегодня. Проблемы и перспективы / Под ред.
Р. Мертона, Л. Котрелла; пер. с англ. — М.: Прогресс, 1965.
Спенсер Г. Система синтетической философии. Основные начала. В 2 т. Т. 1. - СПб., 1899.
Староверов В.И. Социальные факторы экономического развития деревни. — М.: Знание, 1987.
Тадевосян Э.В. Социология. — М.: Знание, 1998.
Тернер Дж, Структура социологической теории: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1985.
Тощенко Ж.Т. Социология.— М.: Прометей, 1994. Учебный социологический словарь /Под общ. ред. С.А. Кравченко. — М.: Анкил., 1997.
Философия власти /Под ред. В.В. Ильина. — М.: МГУ, 1993. Фомичева П.Н. Современные социологические теории социального времени: Научно-аналитический обзор. — М., 1993. Франчук В.М. Основы современной теории организаций. — М.: ИОС, 1995.
Штомпка П. Социология социальных изменений. — М., 1996.
Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии: Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1969.
Элиаде М. Священное и мирское. — М., 1994.
Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: Норма-Инфра, 1999.
Энциклопедический социологический словарь /Под. ред. акад. Г.В. Осипова. - М., 1995.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — Самара; Самарский университет, 1995.
Важнейшие социологические понятия и термины
адаптация социальная (от лат. adaptatio — прилаживание, приноравливание) — приспособительные действия личности и социальных групп в соответствии с существующими социальными обстоятельствами.
аксиология (от греч. axios — ценность и logos — учение) — учение о человеческих ценностях, в том числе духовных, материальных, политических, правовых, религиозных ценностях определенных социальных групп (классов, наций и др.) и отдельных личностей.
Анархизм(от греч. anarchia — безвластие) — система взглядов, обосновывающая решающую роль свободы личности в функционировании общества. Однако понятие «свободы» толкуется метафизически, в отрыве от реальной жизни человека и общества как отсутствие всяких социальных ограничений. Девиз анархизма -- «предоставьте вещи их естественному течению». Анархисты выступают за устранение государства как главного института, ограничивающего свободу личности. Наиболее видные анархисты — французы Ш. Фурье и П. Прудон, немец М. Штирнер и русские М. Бакунин и П. Кропоткин.
брак — санкционированная обществом, социально и лично целесообразная, устойчивая форма половых отношений. Семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям.
государство — ведущее звено политической системы общества. Выступает как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти в руках господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти данные силы закрепляют свое политическое господство и влияние не только в сфере политических, но и социально-экономических, идеологических и других общественных отношений.
ГРАЖДАНСКОЕ общество (civil society) — взаимодействие имеющихся в обществе социальных групп по поводу удовлетворения их социальных потребностей и интересов. Различая понятия государства и гражданского общества, Гегель характеризовал гражданское общество как относительно независимую от государства сферу реализации частных интересов. Гражданское общество рассматривалось им как система общественных отношений, опирающихся на частную собственность и всеобщее формальное равенство людей, выраженное в праве. Современная социология также указывает на отношения собственности и право как на основные институты гражданского общества.
демографические группы — группы населения, выделенные по признакам пола (мужчины, женщины) и возраста (молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди).
деятельностный подход в изучении личности — социологическая теория, которая исходит из того, что изучение иерархии видов деятельности, ее структуры и характера является основой для раскрытия феномена «личность».
ИДЕАЛ (фр. ideal) — образец, нечто совершенное, высшая цель) — социально значимая и устойчивая цель, выступающая в определенной эмоциональной окраске, как цель возвышенная и прекрасная, стимулирующая деятельность и поведение людей на протяжении больших периодов их жизни в обществе.
идеальных типов теория — одна из составляющих теории социального действия немецкого социолога М. Вебера. В его понимании идеальный тип предстает как некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, объективно отвечает его интересам в современную ему эпоху. По Веберу, в качестве идеальных типов могут выступать моральные, религиозные, политические ценности, правила и нормы поведения людей, традиции их социального общения. Идеальные типы характеризуют как бы оптимальные общественные состояния — состояния власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания. В силу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей.
интерес — внешне предстает как направленность внимания субъекта на то, что имеет отношение к его жизнедеятельности, удовлетворению его потребностей. Таковы материальный, познавательный, эстетический, нравственный, религиозный и любой другой интерес. По своей сути интерес выражает объективное отношение субъекта (класса, нации, личности и т.д.) к условиям его существования и развития и выступает как важнейшая побудительная сила деятельности людей. Объективно, то есть независимо от того, осознает су&ьект это или нет, в его интересах все то, что способствует удовлетворению его потребностей, его развитию и упрочению его положения в обществе. И напротив, не в его интересах то, что препятствует этому. Осознать данные обстоятельства — значит осознать свои подлинные интересы и интересы других субъектов. Их осознание может быть полным или частичным, верным или ошибочным. Отсюда проблема истинных и ложных (иллюзорных) интересов, которыми люди сознательно руководствуются в своей деятельности. Проблема осознания интересов различных субъектов — одна из важнейших в социологии.
классы — большие группы людей, различающихся между собой по их положению в обществе, прежде всего по их отношению к средствам производства, месту в системе общественного разделения труда и способам получения создаваемых в обществе материальных и духовных благ. Таковы классы предпринимателей, крупных земельных собственников (помещиков, латифундистов), рабочих, крестьян. Различия в социальном положении классов обусловливают появление у них разных экономических, алогических и нередко духовных интересов, которые определяют их деятельность.
классовые отношения — отношения классов по поводу экономических, политических, правовых и духовных условий их существования в обществе и реализации их классовых интересов.
конкуренция — борьба между социальными субъектами, прежде всего классами за лучшие условия существования, в том числе за более выгодные условия производства и сбыта товаров и получение наивысшей прибыли (экономическая конкуренция). Политическая конкуренция проявляется в борьбе за политическую власть. Отношения конкуренции могут возникнуть между другими социальными группами (большими и малыми), национальными общностями и отдельными личностями. В ходе конкуренции одни соперники стремятся опередить других в достижении тех или иных целей.
контркультура — комплекс норм и ценностей, противоречащих образцам поведения, господствующих в данном обществе и в традиционной культуре.
КОНФЛИКТ (от лат. conflictus) — столкновение сторон, мнений, сил, противоположных интересов и целей субъектов социального, взаимодействия,
культура (от лат. cullura — возделывание, воспитание, образование) — уровень развития общества, творческих сил и способностей человека; совокупность норм, ценностей, идеалов, способов поведения, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе.
ЛАТЕНТНОСТЬ — скрытое, неявное протекание каких-либо процессов.
личность — выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений. Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли.
малые группы — группы, образованные на основе более или менее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми. По заключению социологов, количество людей в малых группах колеблется от двух до десяти, редко несколько больше. Оптимальные размеры малых групп — семь человек плюс-минус два. В таких группах лучше сохраняются социально-психологические контакты входящих в них людей, нередко касающиеся существенных моментов их жизни и деятельности. Малую группу могут составлять группа друзей, знакомых либо группа людей, связанных профессиональными интересами. Подобные группы могут играть большую роль в формировании Ценностных ориентации их представителей, в определении направленности их поведения и деятельности. Значительную роль в изучении малых групп сыграли работы американских социологов Г. Кули, Э. Мейо, Дж. Хоманса, Дж. Морено и др. Выдающийся русский педагог А. С. Макаренко подчеркивал важную роль малых групп подростков и юношей в воспитании сверстников.
массовая КУЛЬТУРА — развлекательно-поверхностный вариант культуры, функционирующий на основе социального заказа и охватывающий широкую аудиторию.
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ — система взглядов, согласно которой общественное бытие людей определяет их общественное сознание, а в основе развития общества лежит способ общественного производства, прежде всего материального. При этом не отрицается роль сознательных мотивов производственной, политической и других видов деятельности людей. Подчеркивается возрастающая роль науки, искусства, политических и иных идей в развитии общества. Однако указывается, что «идеальные побудительные силы» деятельности людей и в целом их общественное сознание определяются объективными факторами их общественного бытия и в целом исторического процесса, обобщенным выражением которых является действие объективных социальных законов.
метакоммуникация — общение, в процессе которого партнеры сравнивают смысл употребляемых ими понятий и вырабатывают общую систему значений.
метод социологии (от греч. methodos — путь исследования) — метод социологического исследования общественных явлений, заключающийся в определенных подходах и способах их изучения, выявления существующих связей и отношений между ними. Большую роль в разработке метода социологии как самостоятельной науки сыграли работы Э. Дюркгейма, прежде всего его труд «Метод социологии*. Важные предпосылки разработки данного метода содержатся в трудах О. Конта. Существуют позитивистский (О. Конт, Э. Дюркгейм), неопозитивистский (П. Сорокин, Т. Пирсоне и др.), марксистский (К. Маркс и его последователи) и иные методы социологического изучения явлений общественной жизни,
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов и представлений людей об окружающем их объективном мире, его изменении и развитии. Важной частью мировоззрения является система взглядов на функционирование и развитие общества. Выделяют такие стороны мировоззрения людей, как их взгляды на развитие природы и общества, формирующиеся на их основе ценности и ценностные ориентации, а также мотивы социальной деятельности тех или иных субъектов. Речь идет о познавательной, цен-ностно-ориентировочной и мотивационно-побудительной сторонах мировоззрения.
нации (от лат natio — племя, народ) — исторические общности людей, характеризующиеся общностью их происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности их национального сознания и самосознания. Содержание и направленность деятельности наций определяются их национальными интересами.
национальные отношения - отношения между нациями по поводу экономических, политических и других условий их существования и развития их культур. В многонациональных государствах отношения между нациями касаются также утверждения их положения в системе государства и политической системе общества в целом. Национальные отношения непосредственно определяются интересами наций в тот или иной период их исторического развития.
неопозитивизм — «естественно-научное» направление в социологии, цель которого — выявление закономерностей социальной жизни на основе изучения эмпирических явлений посредством точных и объективных методов социологического исследования.
общественно-экономическая формация - общество на определенном этапе его развития с присущими ему способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Эта категория марксистской социологии указывает на общество как целостный социальный организм, отражает типичные и вместе с тем сущностные признаки социально однородных обществ. Выделяются такие типы общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая, первой стадией которой выступает социалистическое общество. Некоторые марксистские социологи характеризуют социалистическое общество как самостоятельную общественно-экономическую формацию. Учение об общественно-экономических формациях и объективных законах развития общества позволило представить развитие человечества как объективный и закономерный естественно-исторический процесс, в котором одна общественно-экономическая формация сменяется другой. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — отношение населения страны или больших социально-демографических групп к различным проблемам общественной жизни, выраженное в разного рода суждениях, оценках, эмоциях, настроениях и т.д. Общественное мнение характеризуется той или иной распространенностью, определенной идеологической и психологической направленностью, активностью, устойчивостью.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ прогресс — поступательное развитие общества от низшего состояния к высшему, от простого к сложному. В основе общественного прогресса социологи усматривали различные факторы, в том числе: развитие познавательной деятельности людей и ее высшего проявления —• науки (О. Копт, Г. Спенсер), развитие способа производства материальных благ (К. Маркс), развитие личности (Я Лавров, Я Михайловский}, развитие современной науки и техники (представители современного технократического направления в социологии Р. Арон, Д. Белл, О. Тоффлер и др.). Соответственно решается вопрос о критериях общественного прогресса — каком-либо одном или же нескольких. В настоящее время одни социологи принимают за критерий общественного прогресса развитие науки и техники, что, по их мнению, определяет развитие всех сторон жизни общества (представители технократического направления); другие — развитие всех производительных сил общества, включая человека (марксисты); третьи — создание условий для всестороннего развития каждой личности; четвертые выдвигают на первый план нравственные критерии общественного прогресса, пятые — религиозные и т.д.
ОБЩЕСТВО совокупность общественных отношений
людей; экономических, политических, правовых, идеологических, духовных и т.д., опосредующих их социальную деятельность. Достоянием общества является вся присущая ему материальная и духовная культура как результат деятельности прошлых и нынешних поколений людей. Общество предоставляет собой социальный организм, проявляющийся в функционировании социально-однородных общественных отношений, социальных институтов и организаций. Различные по своей природе и характеру общественные отношения образуют различные общества — феодальное, капиталистическое, социалистическое и др.
органическая теория общества — рассматривает развитие общества как взаимосвязанную систему биологических и социальных факторов. Любая деятельность людей и социальных институтов анализируется в рамках общества как целостного социально-природного организма. Основоположник теории — английский мыслитель Г. Спенсер, которого считают одним из главных представителей теории социального дарвинизма,
плюралистическая социология — концепция, согласно которой в развитии общества одинаково важную роль могут играть не один какой-либо, а множество факторов, в том числе экономические, демографические, политические, психологические, нравственные, религиозные и т.д. Утверждается, что в разных обстоятельствах на первый план может выйти любой из названных факторов. Эту концепцию успешно разрабатывали выдающийся русский социолог М. М. Ковалевский и его ученик Я А. Сорокин. При этом они опирались на многие идеи, обоснованные немецким мыслителем М. Вебером.
поведенческая концепция личности - социологическая теория личности, согласно которой личность формируется как система реакций на задаваемые обществом стимулы.
позитивизм социологический — направление в социологии, обосновывающее развитие общества как социальной системы, подчиняющееся определенным законам — биологическим, «астрономическим» (космическим) и социальным. Исходит из того» что в основе общественного развития лежит сознание людей, их познавательная деятельность, высшей формой которой является наука. Основоположник направления — О. Конт, идеи которого получили развитие в трудах /. Спенсера, Э. Дюркгейма и других социологов.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА — СОВОКУПНОСТЬ учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, т.е. направлена на осуществление политических интересов определенных классов, других социальных групп, а также национальных общностей, К основным элементам политической системы общества относятся: государство, органы его законодательной и исполнительной властей, армия, правоохранительные органы, политические партии и движения, общественные организации (профсоюзные, молодежные, творческие), выполняющие в тех или иных обстоятельствах политические функции.
понимающая социология -- система взглядов, согласно которым социология должна изучать только такие действия людей, которые, во-первых, осмыслены ими, т.е. уяснены цели этих действий и средства их достижения, а во-вторых, ориентированы на других субъектов, учитывают влияние на них данных действий и их ответную реакцию на это. Ставится задача — разобраться в субъективных мотивах деятельности людей и в тех духовных ценностях, которыми они руководствуются. Это означает — понять содержание духовного мира субъекта социального действия. Основные положения понимающей социологии обоснованы Af. Вебером.
ПОТРЕБНОСТЬ — выражение объективной необходимости поддержания и воспроизводства условий существования людей (различных социальных групп, отдельных личностей), их развития. Субъективно потребности переживаются людьми как их нужды в определенных материальных и духовных благах, в политической свободе, как побуждения к творческой деятельности и т. д. Потребности людей являются наиболее глубокими побудительными силами их деятельности и выступают как основа возникновения их разнообразных интересов.
«ПРАВДА-ИСТИНА» И «ПРАВДА-СПРАВЕДЛИВОСТЬ» — КОНЦЕПЦИЯ
«двуединой правды» русских народников, глубоко разработанная Я К. Михайловским. «Правда-истина» рассматривалась им как объективное научное отражение явлений общественной жизни, а «правда-справедливость* — как их субъективная оценка с точки зрения интересов отдельных людей и социальных групп и выступает больше как категория нравственная. С позиции подобной «двуединой правды» Я. К. Михайловский, а также Я. Л. Лавров и другие народники рассматривали многие проблемы социально-политической жизни общества.
производительные силы — ведущая сторона способа производства материальных благ. Это прежде всего люди как носители определенных знаний, навыков, умений и опыта производственной деятельности, а также применяемые ими средства производства — орудия и предметы труда, производственные здания, сооружения, источники энергии, транспортные средства и т.д. Высшей формой знаний людей, обусловливающей развитие умений и навыков их производственной деятельности, а также современных средств производства, является наука, которая все более становится главной производительной силой общества.
производственные отношения — другая наряду с производительными силами сторона способа производства материальных благ. Это отношения, в которые вступают люди в процессе их производственной деятельности. Их системообразующим началом выступают отношения собственности на средства производства. В зависимости от того, кому они принадлежат, люди занимают различные места в процессе производства — одни выступают как предприниматели и хозяева производства, другие — как наемные работники. Производственные отношения проявляются также в обмене деятельностью между людьми, который реализуется на базе существующего разделения труда и отношений собственности на средства производства. Следующее звено производственных отношений — это отношения людей по поводу распределения создаваемых в обществе материальных благ, содержание которых определяется в конечном счете отношениями собственности на средства производства.
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ — Теория, СО-гласно которой бессознательные импульсы и стремления личности составляют ядро всех ее жизненных, в том числе социальных проявлений.
психологическое направление в социологии - представ-лено трудами таких теоретиков, как американец Л. Уорд, француз Г. Тард, итальянец В. Парето, русские Е.Б. Де-Роберти, Я. Я. Кареев и др. Все они исходили из того, что развитие общества и его культуры определяется деятельностью людей, в основе которой лежат разного рода психологические факторы, которые постепенно развиваются и обогащаются. Это; осознанные и неосознанные желания людей и их воля (Уорд), психологические подражания и массовое воспроизведение людьми разного рода открытий и изобретений (Г. Тард), логические и нелогические (неосознанные, спонтанные) реагирования на те или иные явления (В. Парето). Близких к этим позиций придерживались Е.В, Де-Роберти и Я. И. Кареев, Представители психологического направления в социологии были сторонниками эволюционного развития общества, их теории послужили основанием психологического эволюционизма.
РОЛЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ личности - социологическая концепция, согласно которой личность рассматривается как совокупность выполняемых ею социальных ролей и функций.
свободное время — часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом необходимых затрат времени для поездки на транспорте, удовлетворения потребностей в пище и разного рода бытовых потребностей, для получения образования, медицинской помощи и т.д. Свободное время — это время свободного развития личности, расходуемое, например, на занятия физкультурой и спортом, посещение музеев, театров, чтение художественной литературы и т.п.
семья — социальный институт и малая группа, в основе которой лежат родственные связи и которая регулирует отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Формы современной семьи: традиционная, неотрадиционная, эгалитарная.
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ — направление в современной западной социологии, уделяющее основное внимание изучению символически опосредованного взаимодействия отдельных людей и социальных групп. В качестве символов выступают вербальные (словесные) и невербальные средства общения (коммуникации), в том числе мимика, визуальные контакты, жесты и другие действия. Основные представители Т. Мид, А. Роуз, Т. Шибутани и др.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный) — приспособление личности или социальных групп к условиям социального существования, процесс усвоения ими накопленного социального опыта, овладение различными видами деятельности и утверждение себя в системе общественных отношений. Социализация субъекта предполагает его активность и избирательное отношение к условиям общественной жизни.
социальная диалектика - диалектика развития общества и в целом исторического процесса. Выступает как система взглядов о взаимодействии различных сторон общественной жизни, развитии общества и присущих ему противоречиях, К основным проблемам социальной диалектики относятся: взаимодействие объективных и субъективных факторов общественного развития; взаимодействие экономических, политических, духовных и других общественных отношений и соответствующих сфер общественной жизни; взаимодействие субъектов исторического процесса; проявление побудительных сил деятельности людей, взаимосвязь их потребностей, интересов, целей и идеалов; отрицание и преемственность в общественном развитии. Каждая из перечисленных проблем заключает в себе множество других. Их творческое решение составляет основное содержание социальной диалектики, применение которой является важнейшим условием научного анализа развития общества.
социальная коммуникация — социальное взаимодействие, обмен социальной информацией.
v социальная конвергенция - концепция, согласно которой возможно слияние в одно целое прежде различных общественных устройств. По мнению ее автора Я А. Сорокина, такого рода интегральное общество «объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа» сливающихся обществ.
социальная мобильность — перемещения людей из одних социальных слоев в другие под влиянием различных объективных и субъективных факторов; отражающая эти процессы теория социальной мобильности указывает на горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность означает переход людей из одних социальных групп в другие, находящиеся, так сказать, на одном уровне социальной структуры общества. Например, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность — это социальные перемещения людей в иерархическом порядке, например, из низшего слоя в более высокий по социальному статусу и оплате труда или же обратно — из высшего слоя в низший. В основе теории социальной мобильности лежат труды Я. А, Сорокина, широко используемые в западной социологии, прежде всего американской.
социальная роль — модель поведения, объективно заданная социальным статусом личности, ее положением в системе общественных отношений.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА —СОВОКУПНОСТЬ СЕЯЗСЙ И
отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности. К основным элементам социальной структуры относятся: классы, сословия, люди города и деревни, умственного и физического труда, социально-демографические группы (молодежь, другие возрастные группы населения, женщины, мужчины), национальные общности. Почти все названные выше социальные группы и национальные общности неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.