Классификация академика Струмилина.

В отечественной социологии деление на , необходимое и свободное время в рамках всего бюджета времени было введено в 20-е годы академиком С. Г. Струмилиным. Выберем из его классификации бюджета времени показатели только свободного времени:

• физическое развитие: физкультура и спорт, прогулки, ту­ризм;

• культурная самодеятельность: общественные обязанно­сти, учеба, посещение лекций, музеев, чтение книг, га­зет, художественная самодеятельность; • культурный отдых: кино, театр и прочие зрелища, до­машние игры, шахматы, шашки и др.;

• прочие развлечения: прием гостей и хождение в гости, прочие потери времени;

• бездеятельный отдых и прочее1.

Все затраты времени — необходимого и свободного — для общества и для личности очень важны. Но затраты свободного времени имеют качественно иной характер: они обусловлены не нуждой и внешними обстоятельствами, а внутренними, осоз­нанными потребностями развития личности. Деятельность чело­века в свободное время направлена на непосредственное фор­мирование индивидуальности человека, т.е. на то, что делает его личностью. Свободное время, как правило, направлено на развитие творческих способностей и задатков, повышение культурного уровня, на эстетическое, нравственное, физиче­ское совершенствование человека. По мере роста производи­тельных сил общества сокращаются границы необходимого и расширяется сфера свободного времени. В этом проявляется закон экономии общественного времени.

По данным С. Г. Струмилина, в структуре буднего дня в 1924 г. у городских рабочих СССР необходимое время состав­ляло у мужчин 85,3%, у женщин — 92,4%. Соответственно сво­бодное время у мужчин занимало 14,7% и у женщин — 7,6% суточного фонда времени. В 1963 г., по данным ЦСУ РСФСР, в структуре буднего дня необходимое время у мужчин состав­ляло 82,2%, а у женщин — 90,4%, а свободное время — 16,8% и 9,6% соответственно. К середине 80-х годов свободное время, по данным отечественных социологов, у мужчин составляло эколо 20%, у женщин — около 15%. Если же расчеты произво­дились исходя из годового фонда, то сдвиги в приросте свобод­ного времени были более значимыми.

Достаточное наличие и рациональное использование сво­бодного времени для повышения образования, культурного Уровня, овладения наукой, участия в социальной деятельности обусловливают реальную возможность расширенного воспроиз­водства как рабочей силы, так и духовных сил общества.

Следует оговориться, что методика расчета фондов необхо­димого и свободного времени у различных социологических направлений и школ весьма различна. В некоторых концепциях свободное время резко противопоставляется труду, в его опре­делении абсолютизируется элемент свободы. Свободное время рафинируется, очищается от всяких обязанностей: профессио­нальных, общественных, семейных.

Важно отметить, что в исследованиях проблемы свободного времени сложились два основных подхода: экономический и социологический.

Социологический подход к изучению Социологический подход требует

методо- логического обоснования, в котором далеко свободного не последнее место занимает определение времени круга постановочных вопросов. Их мы и попытаемся обрисовать.

На наш взгляд, свободное время должно рассматриваться как социальный феномен, представляющий собой необходимое условие расширенного духовного воспроизводства личности.

Социологический подход включает четыре основных на­правления изучения феномена свободного времени.

1. Рассмотрение комплекса материальных и организацион­ных условий увеличения массы свободного времени.

2. Исследование объективных факторов его реализации (наличие театров, клубов, библиотек, спортплощадок и т.д.). Здесь главное — исследование содержания работы институтов управления свободным временем.

3. Изучение субъективных факторов использования свобод­ного времени (интересы, желания, стремления, ориентации различных социальных и демографических групп). Особенность этого направления — в выяснении отношения личности к тому или иному виду деятельности (или их совокупности) в свобод­ное время.

4. Разработка плановых и прогностических моделей бюдже­тов свободного времени различных социально-демографичес­ких групп в разных социально-территориальных общностях (предприятии, поселении, в частности, городе или селе, облас­ти, регионе, стране в целом) для целей социального планиро­вания и прогнозирования.

Представляется, что регулирование свободного времени наиболее целесообразно в рамках социального планирования и прогнозирования на уровне, как региона, так и отдельных предприятий. В связи с этим можно отметить, что величина, структура и содержание свободного времени могут и должны быть в числе показателей измерения уровня социальной орга­низации предприятия, поселка, города и т.д.

Всестороннее развитие личности требует не дифференциро­ванного, а интегрированного учета воздействия указанных ус­ловий. Поэтому речь следует вести о культурно-техническом уровне трудящихся как сводном социально-экономическом по­казателе. В нем в известной мере сконцентрированы две гло­бальные проблемы. Это, с одной стороны, человек и эффек­тивность производства, а с другой — человек и его духовное совершенство. Успешное решение этих двух проблем реально возможно лишь через преломление во времени, точнее — через совершенствование личности за счет разнообразных видов дея­тельности в свободное время.

Свободное время состоит из двух частей. Одна часть — это время, расходуемое на необходимую общественную, творческую и иную деятельность (повышение квалификации, учеба, заня­тия с детьми и т.п.). Другая часть — это собственно досуг (любительский труд, потребление духовных благ, занятия физи­ческой культурой, спортом, встречи с родственниками, друзья­ми, пассивный отдых и др.).

Социологи, осмысливая"проблемы рационального использо­вания свободного времени, взаимосвязи личного и обществен­ного, ввели термин культура свободного времени и тем самым весьма точно подчеркнули уровень его освоения и перспективы развития. Культура свободного времени — понятие далеко не однозначное. Оно определяется во многом материально-технической базой культуры.

Отличительная черта города и городского образа жизни — достаточное число разнообразных социальных институтов обра­зования и культуры. Каждый город -- это определенный тип «культурной среды», где в окружении материальных, вещест­венных предметов, являющихся достижением определенного Уровня культуры предшествовавших поколений, живет и разви­вается человек. Кроме того, это социальные институты различ­ных уровней организации. Важное значение для характеристи­ки культуры городов имеет социальный состав населения, так как он предопределяет степень образования, круг интересов и систему ценностных ориентации в данной области. Неравно­мерность культурного развития трудящихся, проживающих в различных населенных пунктах, связана не только с наличием культурных учреждений, но и со степенью развития духовных потребностей самого человека. Важны не только доступность ценностей культуры, но и потребность в их освоении.

Общественно - организованное ииндивидуально-организованное свободное времени.В сфере свободного времени, как и в сференеобходимого, существует деление на обще­ственно-организованное и индивидуально-организованное. Такое разделение бюджета времени нужно для того, чтобы найти пути, средства, способы защиты наиболее обездо­ленных групп населения, улучшения их материального благо­состояния и роста культурного уровня с целью решения про­блем строительства социальной инфраструктуры. Важно также знать, с кем проводит время человек: один, с членами семьи, в компании, в большом коллективе. Это позволит изучить цен­ностные ориентации человека, его установки, поможет сфор­мировать рациональные подходы организации свободного вре­мени, активного отдыха и времяпрепровождения.

Здесь мы касаемся сложнейшей проблемы определения критерия рациональности в организации свободного времени. Критерием рациональности видов деятельности и затрат внера­бочего времени социологи считают степень их соответствия все­стороннему и гармоническому развитию личности, В макро­структуре внерабочего времени наиболее рациональнд свобод­ное время, которое идет на удовлетворение духовных, интел­лектуальных и социальных потребностей людей. Наименее ра­циональны затраты внерабочего времени, связанные с поезд­ками, работой в домашнем и подсобном хозяйстве. Затраты времени на домашний труд и труд в подсобном хозяйстве, на передвижение к месту работы и обратно малоэффективны с общественной точки зрения. В 1996 г. они составляли в сред­нем 25—30% недельного фонда внерабочего времени, а в 1999 г. - до 35%.

Все процессы труда, быта, отдыха населения совершаются в конкретных условиях, определенных рамках материальной структуры — природных, искусственно созданных (городов, сел, деревень, хуторов). На них влияет пространственная орга­низация (схема расселения, размещения отдельных элементов застройки — магазинов, культурных, спортивных учреждений и т.д.). Каждый процесс жизнедеятельности, как правило, со стоит из отдельных операций, которые совершаются в различ­ных помещениях. Поэтому расположение зданий, планировка отдельного помещения, комплекса сооружений, их величина, форма и т.д. могут экономить время человека или, наоборот, способствовать его нерациональному расходованию.

/ Большинство социологов рассматривают использование свободного времени в двух аспектах; как физическую деятель­ность, связанную с физическим развитием, и как духовную, направленную на духовное развитие человека. При этом одна и та же деятельность может быть квалифицирована и как актив­ная, и как пассивная: это зависит от точки зрения ее рассмотре­ния. Как оценить чтение газеты, журнала, книги, просмотр остросюжетного фильма по телевидению? Духовно — это ак­тивная форма восприятия, физически — пассивная. И наобо­рот, занятия спортом — активная физическая деятельность и пассивная духовная. К активному свободному времени чаще относят виды деятельности, носящие созидательное начало, а к пассивному — потребительское.