Методические рекомендации

Учебным планом изучения дисциплины «Социология» предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала в объеме 80 часов, по часов в 3-м семестре .

Содержание самостоятельной работы предполагает, наряду с проведением аудиторной работы со студентами, преподаватель оказывает методическую помощь в организации самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студента по своему характеру делится на 3 группы:

1. Репродуктивная – самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, магнитофонных и видеозаписей, заучивание, пересказ, запоминание, повторение учебного материала.

2. Познавательно-поисковая – подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарские и практические занятия, подбор литературы по учебной проблеме, написание реферата, контрольной работы.

3. Творческая – написание рефератов, научных статей, участие в научно-

исследовательской работе, выполнение специальных творческих заданий.

Преподавательявляется методистом и научным руководителем самостоятельно работы студентов. В процессе совместной со студентом педагогической деятельности он осуществляет:

- обучение студентов навыкам самостоятельной работы в начальный период их обучения;

- изложение в лекции наиболее существенных рекомендаций по изучению темы, конспектированию обязательной литературы и подготовке к семинарским (практическим) занятиям;

- контроль выполнения на семинарском (практическом) занятии учебной программы и постановка последующих задач на самостоятельную работу;

привлечение отдельных студентов с учетом их интересов и способностей к участию в научной работе, подготовке научных сообщений, рефератов и т.д.

- приглашение отдельных студентов на индивидуальное консультирование или беседу, в процессе которых дает методические рекомендации по изучению той или ной темы, вопросов;

- разработка рекомендаций по изучению учебного предмета, определенных его тем, рекомендованной литературы;

проведение факультативных методических занятий по привитию навыков самостоятельной работы с книгой, при подготовке к зачетам, проведении научных исследований;

- анализ деятельности обучаемых и корректировку своей индивидуальной работы с

отдельными студентами.

 

 

Целиорганизации самостоятельной работы по дисциплине «Социология»:

· углубление и расширение знаний в области социальных отношений и взаимосвязей;

· формирование практических навыков и интереса к самостоятельной познавательной деятельности;

· овладение умениями и навыками обработки социологических документов на любом материальном носителе;

· овладение приемами моделирования и проектирования социальных процессов и явлений; развитие познавательных способностей студентов,

· формирование профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям, а также к написанию контрольной работы и к зачету. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа студента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса.

Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.

Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.

Самостоятельная работа реализуется:

· непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях и практических занятиях;

· в контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

· в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

 

 

Виды внеаудиторной СРС разнообразны:

· подготовка к участию в научно-практических конференциях как внутри, так и вне университета;

· подготовка и написание докладов, сообщений и других письменных работ на заданные темы (студенту предоставляется право выбора темы);

· выполнение домашних заданий творческого характера;

· оформление презентаций учебных разделов и тем по актуальным проблемам становления, развития и функционирования российского общества, слайдового сопровождения докладов в аудитории;

· поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет;

· подбор и изучение литературных и других источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике;

· работа с учебной и методической литературой, их аннотирование и конспектирование;

· самостоятельное решение ситуационных задач;

· подготовка проектов социологического исследования;.

Пакет заданий для самостоятельной работы выдается студентам в начале семестра. Преподаватель определяет предельные сроки их выполнения и сдачи.

Одним из видов СРС является написание контрольной работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме.

Общими целями контрольной работы являются:

· углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков по избранной проблеме;

· формирование и закрепление навыков аналитической работы с научной литературой;

· формирование навыков решения научно-исследовательских задач;

· подготовка к дипломному проектированию.

В помощь изучающим дисциплину составлен Глоссарий. К нему можно и необходимо обращаться как в процессе работы над темой, так и для обобщающего повторения всего пройденного материала.

Для самостоятельного изучения отводятся темы, которые хорошо разработаны в учебных пособиях, научных монографиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении.

Для эффективной организации СРС необходимы:

· последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на практическом занятии, текущее тестирование, доклад по проблемной теме, подготовка презентации и т. д.);

· постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиления их самостоятельного характера;

· систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и оказания помощи студентам на всех этапах обучения.

· планомерное, разумное использование личного времени, хорошо продуманный и строго соблюдаемый режим труда;

· регулярность и последовательность изучения учебных материалов;

· сознательная активность.

Работа с научными и литературными источниками предполагает их библиографическое описание, которое удобнее всего делать на стандартных карточках. Карточки можно сортировать в любом удобном порядке, но предпочтительным является алфавитный порядок. На карточках указывают не только библиографические сведения об издании, но и отдельные страницы, которые могут использоваться для цитирования источника в контрольной работе, а также для подготовки ответа к экзамену.

При изучении лекционного материала рекомендуется кратко, в виде тезисов или конспекта, записать содержание основных вопросов по теме. Особое внимание необходимо обратить на материалы для самостоятельного изучения, которые содержат вопросы и задания по ключевым проблемам, рассматриваемым в лекции. Выполнение этих заданий позволит студентам и в подготовке к экзамену.

Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к практическим занятиям. При подготовке к практическим занятиям студенту необходимо ознакомиться с заданиями, вынесенными для самостоятельной работы. Задания представляют в основном перечень вопросов, ответы на которые студент может найти в конспектах лекций или в учебных и справочных пособиях. Любая форма текущего контроля предполагает, что перечисленные вопросы могут быть заданы студентам на аудиторных занятиях в устной или письменной форме.

Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации - зачету . Зачет – конечная форма изучения предмета, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса.

Цель зачета – проверить сложившуюся у студента систему знаний и оценить степень ее усвоения. Тем самым зачет содействует решению главной задачи учебного процесса – подготовке высококвалифицированных специалистов.

В ходе проведения зачета оценивается:

· уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебными программами вышеуказанных дисциплин,

· уровень способности видеть практические приложения знаний, позволяющие решать профессиональные задачи,

· обоснованность, четкость, краткость изложения ответов,

· правильность и грамотность речи студента.

При подготовке студентов к сдаче зачета по дисциплине «Социология» рекомендуется:

· Ознакомиться с вопросами, вынесенными на зачет проанализировать степень своей готовности к ответам на эти вопросы.

· Учитывая, что в последнее время зачеты в вузах проводятся в форме тестирования , целесообразно познакомится с тестами по данной дисциплине в интернете.

· Спланировать режим подготовки к зачету, позволяющий избежать перегрузок и стрессов.

· Наметить план подготовки ответов на вопросы.

· Составить список литературы для подготовки к зачету, заблаговременно заказать соответствующие книги в библиотеке.

· Повторить материал учебной дисциплины., включая конспекты лекций, конспекты источников и литературы, материалы практических занятий.

· Посетить консультацию (при её проведении), задать преподавателю интересующие вопросы.

· Определить логику ответов на вопросы, подготовить развернутые планы ответов на вопросы.

· Наметить тактику поведения при сдаче зачета.

Зачет принимает преподаватель кафедры, как правило, имеющий ученое звание профессора или доцента, которому было поручено вести курс лекций

На зачете вправе присутствовать заведующий кафедрой. Он же вправе разрешать присутствие на них преподавателей кафедры в порядке получения педагогического опыта. Присутствие на зачете посторонних лиц без разрешения ректора вуза, проректора по учебной работе или декана не допускается.

Подготовка к зачету только по лекционному материалу недостаточна, необходимо использовать также иную учебную литературу и дополнительные источники.

Тестовые задания представляют собой систему контрольных вопросов, которая предназначена для самопроверки в ходе изучения материалов курса. Тестовые задания могут быть использованы также для промежуточной аттестации.