Методические рекомендации к семинару «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Вопросы:

 

1. Понятие социологического исследования, его цели, этапы и задачи.

2. Программа социологического исследования.

3. Виды эмпирических исследований.

4. Характеристика основных инструментов и методов проведения социологического исследования.

 

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:

 

1. Сравнительные социологические исследования в России, их состояние и перспективы.

2. Современные технологические инновации в эмпирических исследованиях.

3. Опросы общественного мнения и социальный прогноз в России и других странах мира.

4. Анализ и интерпретация эмпирических данных в социологическом исследовании.

 

Литература:

 

1. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб: Питер, 2007.

2. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. СПб: Питер, 2006.

3. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учеб. Для вузов. – 4-е изд. – М.: Акад. Проект, 2005.

4. Новикова С.С. Социология: История. Основы. Институционализация в России. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.

5. Оганян К.М. Методология и методика социологического исследования.- СПб.: СПбГИЭУ, 2006.

6. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2005.

 

 

Методические рекомендации:

 

В первом вопросеисследуются понятие социологического исследования, его цели, этапы и задачи. Следует остановиться на характеристике эмпирического исследования и подчеркнуть, что в его основе лежит технология, включающая применение определенных методик и методов сбора данных. Данная технология позволяет выработать стратегию проведения исследования, включающую теоретическую модель, эмпирическую схему объекта исследования, применение методов и методик, анализ полученных данных и др.

Эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических результатов в значительной степени зависят: от теоретико-методологического обоснования, научного уровня разработки программы, удачного выбора системы эмпирических показателей и рабочих гипотез.

Цель социологического исследования предопределяет его ориентацию – теоретическую или прикладную. Если цели социологического исследования недостаточно ясны ученым, то могут возникнуть разногласия по итогам исследования. Поэтому важно, чтобы социологическое исследование имело комплексный характер, для чего в программе разрабатывается система основных и неосновных задач.

Основные задачи соответствуют цели исследования. В теоретически ориентированном исследовании приоритет отдается научным задачам, в практически ориентированном – прикладным. Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой.

Второй вопроспосвящен программе социологического исследования. Основой социологического исследования выступает программа исследования. От научной обоснованности этого документа в значительной степени зависят результаты исследования. Программа является одновременно началом одного этапа и завершением другого этапа работы. Она всегда пополняется, уточняется, дорабатывается.

Программа социологического исследования представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки и анализа информации). Она включает в себя: методологическую часть, в которой осуществляется обоснование проблемы, цели, объекта и предмета исследования, анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования и методическую часть, где определяется количество обследуемых, использование методов исследования, соответствующий инструментарий, схемы обработки на ЭВМ.

Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса: во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как «перевести» их в средства исследования, методы сбора, модели обработки и анализа материала и, во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.

Этапы составления программы исследования: А) формулировка проблемы; Б) определение цели, задач, объекта и предмета исследования; В) логический анализ основных понятий; Г) выдвижение гипотез; Д) определение выборочной совокупности. Следует также остановиться на характеристике целей и задач социологического исследования.

Виды эмпирических исследований анализируются при рассмотрении третьего вопроса. Сюда относятся: разведывательное описательное и аналитическое исследование в зависимости от глубины анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий; опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент – в зависимости от применяемого метода сбора данных; точечное и повторное - в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в статике или динамике.

Точечное исследование дает информацию об изучаемом явлении на момент изучения. Повторные исследования проводятся по единой программе и инструментарию последовательно, через определенные промежутки времени. Они призваны показать динамику изменения объекта изучения. В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапов. Длительность временного интервала тоже может быть разной и зависит от скорости протекания процессов.

Важную роль в социологии имеет полевое исследование – крупномасштабное изучение социальных явлений методом непосредственного наблюдения за поведением людей в реальных жизненных ситуациях. При полевом исследовании социолог находится в гуще событий и осуществляет непосредственное наблюдение.

В четвертом вопросе дается характеристика основных инструментов и методов проведения социологического исследования. Социологические инструменты представляют собой совокупность средств, при помощи которых социолог проверяет, подтверждает или опровергает выдвинутые гипотезы. Видами социологических инструментов являются: анкета; бланк интервью; статистическая таблица; протокол о проведении эксперимента и др. Чем многограннее изучаемое явление, тем сложнее должен быть инструмент.

В социологии при сборе первичных данных используются следующие основные методы: опрос (анкетирование и интервьюирование); анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ); наблюдение (невключенное и включенное); эксперимент (контролируемый и неконтролируемый). Следует также остановиться на специализированных методиках в социологических исследованиях: методике фокус-групп; анализе бюджетов времени населения и др.

 

 

Тесты для закрепления материала:

1. Какой подход к проведению социологического исследования возник первым:

а) качественный;

б) количественный;

в) системный;

г) спектральный?

2. Что такое метод в социологии:

а) способ сбора, обработки и анализа данных;

б) способ подготовки специалистов;

в) способ зарабатывания денег;

г) способ представления информации?

3. Какое из этих понятий наиболее общее:

а) метод;

б) методика;

в) процедура;

г) техника?

4. К чему относится распознавание образов:

а) метод сбора данных;

б) метод анализа данных;

в) техника сбора данных;

г) техника анализа данных?

5. Что лежит в основе социологического исследования:

а) заказ;

б) план;

в) программа;

г) программное обеспечение?

6. Какой из разделов программы социологического исследования наиболее важен:

а) формулировка проблемы;

б) уточнение и интерпретация основных понятий;

в) обоснование системы выборки единиц наблюдения;

г) постановка исследовательских задач

7. Какой план исследования не используется:

а) дескриптивный;

б) экспериментально-практический;

в) конспиративный;

г) формулятивный?

8. От чего не зависит качество выборки:

а) от размера генеральной совокупности;

б)от однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам;

в) от степени дробности аналитических группировок, определяемых задачами исследования;

г) от требуемого уровня надежности выводов?

9. Какая из этих шкал наиболее сильная:

а) номинальная;

б) порядковая;

в) интервальная;

г) идеальная?

10. Какой из методов анализа данных менее распространен в социологии:

а) наблюдение;

б) изучение документов;

в) опросы;

г) тесты?

11. Что подразумевает контролируемое наблюдение:

а) наличие независимых наблюдателей;

б) детально разработанную процедуру;

в) самоконтроль исследователя;

г) контроль за действиями исследуемого?

12. Каких документальных источников не бывает:

а) личных;

б) безличных;

в) наличных;

г) безналичных?

 

13. С чем работает контент-анализ:

а) с лабораторными пробами;

б) с текстами;

в) с людьми;

г) с идеями?

14. К какой методике относится применение «детектора лжи»:

а) наблюдение;

б) изучение документов;

в) опросы;

г) тесты?

15. Какую процедуру не включает «жесткий» анализ эмпирических данных:

а) эмпирическую типологизацию;

б) теоретическую типологизацию;

в) мифологическую типологизацию;

г) поиск взаимосвязей?

16. На что направлен корреляционный анализ:

а) на объект;

б) на субъект;

в) на поиск истины;

г) на поиск взаимосвязей?