Методические рекомендации к семинару «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Вопросы:

 

1. Личность как субъект социальной жизни и основные факторы ее развития.

2. Понятие, формы и институты социализации личности.

3. Причины и социальная сущность девиантного поведения.

4. Основные способы социального контроля девиантного поведения.

 

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:

 

1. Субъективистские и объективистские трактовки роли и места личности в общественной жизни.

2. Личность и общество: проблема их оптимального взаимодействия.

3. Свобода личности: либеральная, диалектическая и вариативная трактовки вопроса.

4. Отчуждение личности: исторические этапы, формы, пути преодоления.

5. Новые тенденции взаимодействия личности, общества и природы в современных условиях.

6. Индивидуализм и коллективизм как принципы воспитания и самовоспитания личности.

7. Стратегия выживания личности в кризисных условиях.

8. Молодежная преступность: причины и способы преодоления.

Литература:

1.Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб: Питер, 2006.

2.Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. Учебное пособие. – СПб.: Авалон. Азбука-классика, 2006. – 253 с.

3.Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. СПб: Питер, 2006.

4.Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учеб. Для вузов. – 4-е изд. – М.: Акад. Проект, 2005.

5.Новикова С.С. Социология: История. Основы. Институционализация в России. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006.

6.Управление качеством жизни /Под ред.В.В.Окрепилова.-СПб.: СПбАУиЭ., 2006.

7.Управление социальной сферой крупного города /Под ред. Я.А.Маргуляна.-СПб.: СПбАУиЭ., 2008.- 374 с.

8.Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2005.

 

Методические рекомендации:

 

В первом вопросенеобходимо рассмотреть понятия: «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», проанализировать биологическое и социальное в развитии человека, дать характеристику личности как субъекта социальной жизни, показать специфику социологического подхода к изучению личности.

Для анализа возникновения и развития личностных черт следует разделить и дать социологический анализ основных факторов, оказывающих влияние на формирование личности: биологической наследственности, физическому окружению, культуре, групповому опыту, уникальному индивидуальному опыту.

Во втором вопросе анализируются проблемы социализации личности. Социализацияпредставляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности. Социализация - это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.

Необходимо проанализировать основные концепции социализации: теории врожденного поведения и детерминирующей роли среды, теорию деятельностной природы сознания и поведения К. Маркса, психоаналитическую теорию социализации З. Фрейда, К. Юнга; стадиальную теорию социализации Ж. Пиаже, М. Мида, Ч. Кули; процесс социализации в теории символического интеракционизма Дж. Мида; теорию фундаментальных потребностей, лежащих в основе мотивации личности (А. Маслоу, К. Левин).

Представляет интерес исследование первичной и вторичной социализации, а также его институтов. Выделяются следующие стадии социализации как процесса освоения ролей: имитация – механическое повторение наблюдаемых действий; игра – переход из роли в роль, отстранение от сыгранной роли; групповое членство – освоение своей роли, но глазами группы, когда работает мнение других людей, т.е. осознание ролевого соответствия игрока как бы извне.

Третий вопроспосвящен изучению причин и социальной сущности девиантного поведения. Необходимо проанализировать взаимосвязь понятий «девиантное поведение» и «делинквентное поведение», дать их характеристику. Характерной чертой девиантного поведения выступает культурный релятивизм,т.е. относительность любых социальных норм.

Девиантное поведение подразделяется на две группы: поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии и поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития. Формами девиантного поведения являются: пьянство и алкоголизм; наркомания; преступность; самоубийство; проституция; азартные игры; психические расстройства; гомосексуализм.

Следует особо остановиться на анализе причин девиантного поведения группы риска: социальном неравенстве, приводящем к маргинализации значительного количества населения; ухудшению демографических показателей общества; морально-этическому фактору; влиянию окружающей среды, которая благосклонно относится к проявлению девиантного поведения; роли семьи, позитивно или негативно влияющей на детей и подростков.

Отдельно следует исследовать проблемы преступности, ее характерные особенности, виды, причины возрастания в условиях перехода России к рыночным отношениям.

Четвертый вопрос предполагает анализ основных способов социального контроля девиантного поведения. Целесообразно остановиться на роли права в системе социального контроля, агентах формального и неформального контроля, внешнем контроле и самоконтроле, общественном мнении как механизме социального контроля.

Основными способами социального контроля являются: адекватность методов и средств воздействия на личность конкретным видам девиантного поведения; существенное сужение репрессивных мер воздействия; создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи населению; нравственное возрождение и духовное развитие общества и граждан; контроль за деятельностью средств массовой информации, недопущение показа сцен, пропагандирующих жестокость и безнравственность; подготовка соответствующих кадров социологов, социальных работников, воспитателей, психологов.

 

Тесты для закрепления материала: