Лекция (2 часа)

Диспропорциональность развития и ее формы: искаженное развитие (РДА), дисгармоничное развитие (психопатии разного генеза).

Искаженное психическое развитие и причины его возникновения. Синдром РДА (синдром Каннера) – как специфическое нарушение развития. Время выделения, представленность в популяции, межполовые различия.

Дисгармоничное развитие. Нарушения поведения в детском и подростковом возрасте. Условнопатологическое реагирование детского возраста. Патохарактерологические реакции. Варианты дисгармоничного развития. Причины дисгармоничного развития. Факторы, определяющие нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения.

Понятие психопатии, ее причины. Типы психопатий. Психологические особенности детей с разными типами психопатий.

Патологическое формирование личности (ПФЛ). Факторы, детерминирующие патологическое формирование личности. Механизмы патохарактерологического развития.

Неврозы и неврозоподобные состояния. Психологические особенности детей, склонных к неврозам. Детская тревожность и страхи.

Понятие и классификация агрессии и агрессивного поведения. Причины и факторы, влияющие на появление агрессии у детей.

Характеристика гиперактивности. Синдром дефицита внимания. Факторы, влияющие на развитие синдрома дефицита внимания.

Понятие акцентуации характера. Сравнительный анализ классификаций акцентуации характера по К. Леонгарду и по А.Е. Личко.

Семинарские занятия (6 часов)

Особенности психического развития при РДА: специфические нарушения восприятия, речи, мышления, страхи, стереотипность (ритуальность) поведения, патологические формы аутостимуляции. Проблемы дифференциальной диагностики РДА от умственной отсталости, глухоты, речевого недоразвития, шизофрении. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с РДА. Развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы детей-аутов. Особенности общения детей с диагнозом РДА.

Детско-родительские отношения, их роль в формировании личности. Психотравмирующие ситуации в детском возрасте. Типы кризисных ситуаций, приводящих к реакциям социальной дезадаптации и нарушениям поведения. Депривация.

Психолого-педагогические условия эмоционального благополучия детей. Профилактика дезадаптации. Обеспечение благоприятного психоэмоционального климата в образовательном учреждении.

Тема 8. СЛОЖНЫЕ ДЕФЕКТЫ РАЗВИТИЯ