Агрегатные индексы
В международной статистике для построения агрегатных индексов применяются следующие обозначения:
q – физический объем произведенной продукции (количество);
p – цена;
z – себестоимость;
d – структура (удельный вес);
1 – отчетный период;
0 – базисный период.
Пример.
Вид продукции | Ед. измерения, тыс. | Июль | Август | Индивидуальные индексы | |||
Кол-во | Цена, руб. | Кол-во | Цена, руб. | Физического объема | Цены | ||
Молоко | Л | 1,2 | 0,92 | ||||
Мясо | Ц | 1,28 | 0,95 | ||||
Картофель | Т | 1,1 | 0,85 |
Индивидуальный индекс физического объема проданной продукции определяется путем деления конкретного элемента совокупности в отчетном периоде на базисный период:
Общий индекс физического объема определяется по формуле:
где - размер товарооборота в отчетном периоде при ценах базисного периода;
- размер товарооборота в базисном периоде.
Индекс физического объема показывает, что за счет изменения количества реализованной продукции изменяется размер товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным. Товарооборот возрос на 24%. Для того, чтобы определить изменение товарооборота в натуральном выражении , необходимо из числителя общего индекса физического объема вычесть знаменатель:
=9520000-7700000=1820000рублей