Материалы для самоконтроля качества подготовки.
А. Вопросы для самоконтроля
1. Физиологическое и ги г иеничне значение воды.
2. Гигиенические требования к качеству питьевой воды.
3. Гигиеническая оценка источников питьевого водоснабжения.
4. Классификация природных источников водоснабжения, условия формирования воды в них и их сравнительная характеристика.
5. Показатели качества воды и их определение
6. Факторы, определяющие органолептические свойства воды
7. Органолептические показатели качества воды
8. . Химические показатели загрязнения воды.
9. Показатели солевого состава воды, их ги г иеничне значение.
10. Источники и показатели загрязнения и эпидемической безопасности воды - органолептические, химические, бактериологические, их ги г иенична характеристика.
11. Сравнительная характеристика централизованного и децентрализованного водоснабжения.
12. Виды лабораторного анализа воды - бактериологического, санитарно - химического (короткого и полного).
13. Санитарный надзор за м исцево системами водоснабжения. Устройство и эксплуатация шахтных колодцев, каптажей источников. "Санация" колодцы в.
14. Методика чтения анализе в и экспертная оценка питьевой воды.
1. Назовите основные факторы, определяющие выбор и возможность использования источника водоснабжения, все кроме:
Гигиена и экология: Учебник / Под редакцией В. Г. Бардова. - Винница: Новая Книга, 2006. - С. 185.
* 1). Химический состав атмосферного воздуха
2). Доступность водоисточника
3). Водоемкость водоисточника
4). Степень предрасположенности водоисточника к воздействию факторов окружающей среды
5). Степень надежности водоисточника в санитарно-гигиеническом отношении
2. Добавить основной вид источников водоснабжения:
Даценко И. И., Габович Р. Д. Профилактическая медицина. Общая гигиена с основами экологии: Учебник. - 2 издание: К .: Здоровье, 2004. - С. 167, 168, 174.
1). Морская вода
* 2). Подземные воды
3). Талая вода
4). Минеральная вода
5). Океаническая вода
3. Назовите вид подземных вод:
Даценко И. И., Габович Р. Д. Профилактическая медицина. Общая гигиена с основами экологии: Учебник. - 2 издание: К .: Здоровье, 2004. - С. 168.
1). Песчано-гравийные воды
* 2). Верховодка
3). Инфильтрационные воды
4). Сифонные воды
5). Межпластовые смешанные воды
4. Назовите зоны санитарной охраны источников водоснабжения:
Даценко И. И., Габович Р. Д. Профилактическая медицина. Общая гигиена с основами экологии: Учебник. - 2 издание: К .: Здоровье, 2004. - С. 201.
1). Опытная зона
* 2). Зона усиленного режима, Зона ограничений, Зона наблюдений
3). Зона контроля, Техническая зона, Инженерная зона
4). Хозяйственная зона,
5). Физкультурно-оздоровительная зона
5. Назовите сколько литров воды нужно для полного анализа воды:
Гигиена и экология: Учебник. / Под редакцией В. Г. Бардова. - Винница: Новая Книга, 2006. - С. 187.
1). 1-2 л
* 2). 3-5л
3). 5-7 л
4). 7-8 л
5). 2-4 л
В . Задачи для самоконтроля с ответами.
Сельский населенный пункт, численностью 750 человек не имеет водопровода. Для питья и хозяйственных нужд используют воду из шахтного или трубчатого колодцев. В селе имеется животноводческая молочная ферма и в частном пользовании отдельных хозяйств - коровы, овцы, козы и птица. Твердый мусор не вывозится, утилизируется сжиганием на месте, либо используются выгребные ямы. Результаты анализа воды из колодцев следующие:
Ответьте на следующие вопросы: 1. Какими правилами необходимо руководствоваться при выборе источника водоснабжения в сельской местности? 2. По каким группам показателей следует оценивать воду хозяйственно питьевого водоснабжения?
Эталон ответа. А. Водоснабжение данного населенного пункта следует оценить как неудовлетворительное. Анализ воды из шахтного колодца показывает, что вода в нем не соответствует требованиям СанПиН, прежде всего, по эпидемическим показаниям - коли-индекс и микробное число превышают допустимый норматив. Очевидно имеет место постоянное загрязнение воды продуктами жизнедеятельности с / х животных и стоками выгребных ям, о чем свидетельствует повышенное содержание в воде аммиака и нитратов. скорее всего колодец подпитывается грунтовыми водами. Вода требует обеззараживании. Трубчатый колодец по эпидемическим показателям соответствует требованиям СанПиН, однако содержит повышенное количество фтора (2 мг / л). Постоянное употребление такой воды может привести к эндемический флюороз. Данную воду следовало бы Дефторированный, что нереально для сельского населенного пункта. Б. 1. При выборе источника водоснабжения для сельской местности предпочтение отдается подземным водоисточникам, причем наиболее надежными являются межпластовые воды защищены от фильтрации поверхностных стоков. 2. Воду хозяйственно-питьевого водоснабжения (централизованного и местного) следует оценивать по трем группам показателей: а) эпидемической безопасности; б) химической безопасности - отсутствие в воде токсичных химических веществ способных при длительном употреблении привеса к хроническим заболеваниям; в) органолептическим.
8.Материалы для аудиторной самостоятельной подготовки:
8.1. Перечень учебных практических задач, которые необходимо выполнить при практическом (лабораторного) занятия:
1.Проанализуваты результаты исследования качества воды, сделать гигиеническое заключение и рекомендации.
9. Инструктивные материалы для овладения профессиональными умениями, навыками:
9.1.Методика выполнения работы, этапы выполнения.
№ п / п | Основные этапы занятия, их функции и сми в | Учебные цели вуровнях усвоения | Методы контроля и обучение | Материалы методического заб. | Время в мину-нах |
1. | П идготовчий этап: | ||||
1. Организационные мероприятия. 2.Постановка учебной цели. 3.Контроль исходного уровня знаний. | ИИИ | Тестовый контроль устное опрос | Тесты III уровня. Перечень вопросов для опроса. | ||
2. | Основной этап: | ||||
Самостоятельная работа студентапод руководством преподавателя: 1. Гигиеническое и хозяйственное значение воды 2. Гигиеническая оценка анализа питьевой воды по данным обследования 3. Обосновать гигиеническое заключение о возможности и условиях использование воды для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд. 4. Разгрузка "я зать ситуационную задачу | ИИИ | Протокол лабораторной работы | Инструкция по выполнению лабораторной работы. | ||
3. | Заключительный этап: | ||||
1. Контроль и коррекция уровня профессиональных умений и навыков. 2.Пидведення ито-ков, объявление оценок 3.Домашне задачи инструкция к выполнению | ИИИ |
Занятия лабораторное. При проведении занятия в учебной лаборатории студенты решают ситуационную задачу. После проверки исходного уровня знаний студентов и обсуждение теоретических вопросов темы каждому студенту (или паре студентов) предлагают решить подготовленную кафедрой ситуационную задачу. Работу оформляют протоколом.