Адаптация человека в компании.
Человек, с одной стороны, обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие в компании формы и нормы поведения, с другой – он может принимать или не принимать ценности компании, разделять или не разделять ее цели и философию. В зависимости от того, в какой комбинации сочетаются эти главные составляющие поведения, может быть выделено четыре предельных типа поведения человека в организации.
Первый: полностью принимаются ценности и нормы поведения
Второй: человек не приемлет ценностей компании, однако старается вести себя, полностью следуя нормам и формам поведения, принятым в организации..
Третий: человек приемлет ценности компании, но не воспринимает существующие в ней нормы поведения.
Четвертый: индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации.
Компания заинтересована в том, чтобы ее члены приносили ей максимальную пользу. Один подход к решению данной проблемы – это подбор людей с такими качествами, которые могут гарантировать желаемое для организации поведение ее членов.
Второй подход состоит в том, что компания влияет на человека, заставляя его модифицировать свое поведение в нужном для нее направлении.
Обучение поведению можно определить как целенаправленный процесс изменения поведения человека на основе опыта, отражающего действия индивида и реакцию окружения на эти действия.
Для обучения поведению характерны следующие особенности. Во-первых, оно может идти как на собственном опыте, так и на опыте других людей. Во-вторых, обучение поведению не обязательно касается только собственно реального поведения
В-третьих, обучение поведению всегда выражается в изменении индивида. Даже если и непосредственное поведение не претерпевает изменений, тем не менее человек уже становится другим, так как изменяется его поведенческий потенциал. Выделяется три типа обучения поведению.
Первый тип связан с рефлекторным поведением человека,
Второй тип базируется на том, что человек, делая выводы из последствий своего предыдущего опыта, осознанно корректирует и меняет свое поведение.
Третий тип – это обучение на основе наблюдения поведения. Обычно это наблюдение чужого поведения.
Человек изучает свою функциональную роль. Он учится выполнению формально-процедурных действий (заполнение различных анкет и форм, оформление заявок, назначение и проведение встреч и т. д.). Человек учится правильно понимать и занимать свое место в компании. Он узнает существующие в организации нормы, ценности и сложившиеся на их базе неформальные группы и отношения, учится правильно вести себя с коллегами и руководством. Индивидуум учится тому, как добиваться своих целей в компании.
Деятельность человека всегда связана и инициируется с наличием у него определенных побуждающих начал. Они заставляют его предпринимать какие-то усилия, т. е. осуществлять действия. Стимулы, являющиеся внешними воздействиями на человека, направляют его деятельность в определенное русло, придают этой деятельности определенную ориентацию и границы. Поведенческая реакция человека проявляется в том, что он выбирает, что и как ему делать, и осуществляет конкретные действия, приводящие к конкретному результату.
Процесс осознанного обучения поведению осуществляется по следующей логической схеме. Столкнувшись с необходимостью что-то, делать, человек в соответствии со сложившимся у него представлением о том, как это надо делать, базирующемся на достигнутом им уровне обучения поведению, производит определенные действия. Действия приводят к адекватным им результатам, которые порождают соответствующие последствия для человека, их осуществившего. В зависимости от того, как он воспринимает и оценивает последствия своих действий, человек делает выводы относительно своего поведения. Это приводит его дальнейшему научению поведению и возможной его корректировке.
Очевидно, последствия действий зависят от того, как вел себя человек, что он делал. Однако непосредственно они зависят от тех, кто, оценивая действие индивида, осуществляет компенсацию за его действия и усилия. В данном случае компенсация понимается, как внешняя реакция на поведение человека, выражающаяся в том, что индивид чего-то добивается или же чего-то не достигает в результате осуществленных им в форме определенного поведения действий. Компенсация может производиться в различных видах – от материального вознаграждения или наказания до словесного одобрения или осуждения. Компенсация играет важную роль в научении поведению, так как она оказывает принципиальное влияние на то, происходит закрепление осуществленного поведения или же наступает отказ от него. Если отсутствует компенсация, вызывающая у человека представление о последствиях его действий, то фактически не происходит заметной модификации поведения, так как не происходит научения поведению.
С позиций научения поведению и модификации поведения, можно выделить четыре различных типа компенсации, которые приводят к закреплению либо к отказу от осуществленного поведения.
1. Положительная компенсация.
2. Отрицательная компенсация..
3. Наказание.
4. Гашение.
Выбор типа и конкретной формы компенсации играет очень важную роль для успешной модификации поведения человека в желаемом для организации направлении. Однако не менее важную роль играет и выбор частоты компенсациис целью направленного научения поведению. В целом может быть два подхода к выбору времени компенсации. Один подход – это компенсация после каждого случая действия человека. Этот подход называется непрерывной компенсацией. Другой подход состоит в том, что компенсация наступает не после каждого совершенного действия. Это периодическая компенсация. Хотя между этими двумя подходами есть принципиальная разница, нельзя сказать, какой из них более эффективен, потому что их действенность принципиально зависит от ситуации, в которой они применяются.
Оперативное управление (регулирование) – процесс устранения отклонений фактической траектории движения хозяйствующего субъекта от желаемой.
Организация – процесс формирования структуры компании.
Организационное окружение – часть компании, с которой человек контактирует во время работы.
Планирование – процесс разработки конкретных мероприятий для достижения поставленных целей перед компанией в заданные сроки.
Прогнозирование – процесс предвидения будущего состояния компании.
Расположение– априорное отношение к человеку (группе людей) явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее позитивную или негативную реакцию на них.
Стратегия – качественно структурированные области деятельности компании на период времени не менее 5 лет, предусматривающие такую организацию взаимоотношений во внутренней и внешней средах, которая обеспечит ей достижение поставленных целей с приемлемой для практики точностью.
Стратегическое управление компанией –управление, которое на основе анализа внешней и внутренней сред хозяйствующего субъекта предусматривает разработку долгосрочного прогноза ее наиболее вероятного развития, позволяющего обосновать, спланировать и организовать его деятельность на основе запросов потребителей; добиться конкурентных преимуществ; своевременно проводить совершенствование структуры и организационной культуры компании, чтобы наращивать ее мощь и достигать желаемые цели.
Структура – совокупность элементов хозяйствующего субъекта, объединенных связями.
Субъект управления – обычно формализованная по каким-либо признакам структура, то есть система (подсистема), состоящая из группы индивидов, которые наделены властными полномочиями по отношению к другим людям, являющимся частью этой же системы.
Управление – сознательное целеполагание, продуманная организация и преднамеренное регулирование собственной и коллективной жизнедеятельностью, которые реализуются либо непосредственно (в формах самоуправления), либо с помощью созданных структур (хозяйствующих, социальных, политических и др.).
Учет – процесс определения и фиксации на каких-либо носителях основных технико-экономических показателей, характеризующих функционирование компании.
Функция управления – объективно обусловленная форма проявления обособленного вида управленческой деятельности, выделившаяся в процессе управленческого труда.
Цели компании – желаемый конечный результат, на достижение которого направлена ее деятельность.
Вопросы для подготовки к зачету