Альтернативные стратегии освоения источников роста преимущества фирмы

Как видно, возможны четыре базовые стратегии освоения источников роста преимуществ фирмы:

- Расширение присутствия на освоенных рынках; -Развитие рынка; -Развитие товара; -Диверсификация.


Диверсификация позволяет устранять отклонения между текущими и стратегическими показателями объема продаж и дохода.

Устранение достигается введением нового товара на существующие рынки, что обеспечивает закрытие одного из видов стратегического «люка» (рис. 13) и устойчивое положение предприятия в конкурентной среде.

Рис 13. Освоение стратегического «люка»с использованием матрицы

«товар-рынок».

Диверсификация осуществляется компаниями, которые располагают развитой сетью бизнес коммуникаций и обладают необходимым потенциалом и деловыми способностями по освоению новых производств и новых товаров.

Различают три типа диверсификации:

Горизонтальная диверсификация означает производство таких новых товаров, которые настолько близки по производственно-техническим, снабженческим и сбытовым условиям производства существующих товаров, что возможно использование существующих сырья и материала, персонала, каналов распределения.

Вертикальная диверсификация означает увеличение глубины товарной программы как в направлении сбыта товаров существующего производства, так и в направлении сбыта сырья и средств производства, являющихся составной частью товаров, которые фирма производит в настоящее время.

Например, магазин, специализирующийся на торговле мясопродуктами, поддерживает производство по селекции и выращиванию скота; фирма по производству компьютеров открывает производство по изготовлению спутниковых антенн для телевизионных приемников.

Концентрическая диверсификация предполагает производство новых товаров, которые для предприятия являются совершенно новыми, и не имеют технического и коммерческого отношения к продукции, которую фирма производит в настоящее время.


 


Например, предприятие машиностроения приобретает предприятие по производству компьютеров.

На практике диверсификация реализуется не только за счет развития продукта, но и приобретение лицензий, покупки предприятий, кооперации.


- Наличие финансовых средств и определенного имидж

предприятия;

- Срок, за который фирма желает произвести диверсификацию. Если предприятие не имеет возможности ждать, то при наличии достаточных финансовых средств оно может приобрести функционирующую

фирму.

Если установлено, что усиление позиций на рынке возможно только благодаря кооперированию, то вполне реально создание совместного предприятия.

Следует иметь в виду, что развитие товара, как правило, связано с риском и длиться более продолжительное время. Однако, часто такой способ диверсификации, как разработка, развитие товара, является единственно возможным, особенно когда разрабатывается абсолютно новый товар. Это целесообразно, когда ставится цель достижения преимуществ перед имеющимися конкурентами.


Рис. 14. Способы проведения диверсификации.

Выбор конкретного способа диверсификации зависит от различных факторов, среди которых наиболее существенными являются: