Акты применения права: понятие, признаки, структура, виды.
Акт применения права – это официальное решение компетентного органа или должностного лица по конкретному делу, имеющее государственно-властный характер, направленное на регулирование определенных общественных отношений.
Акты применения права характеризуются признаками:
1. государственно-властное решение по конкретному юридическому делу компетентного органа государственной власти или должностного лица.
2. обязателен для соблюдения и исполнения всеми субъектами права, кому оно адресовано. Исполнение правоприменительного акта обеспечивается силой государственного принуждения.
3. имеет установленную законом определенную форму выражения. Например, решение или приговор суда, постановление следователя о возбуждении уголовного дела, приказ ректора вуза о зачислении абитуриента в вуз и т. д.
4. принимается по установленной процедуре
Эти (1-4) признаки также относятся к НПА. Но:
5. имеет индивидуальный характер и направлен на регулирование конкретных общественных отношений.
6. акты применения права являются юр. фактами. Служат основаниями возникновения, изменения, прекращения правоотношений.
7.характеризуется однократным действием, не является источником права, не может выходить за пределы общей нормы права, может выражаться в устной форме (устное распоряжение руководителя админ предприятия)
Правоприменительный акт оформляется в соответствии с правилами юр техники, состоит из 4 частей: вводной (указ реквизиты, наименование акта), описательной (факты, ставшие предметом рассмотрения правоприменительного органа), мотивировочной (оценка доказательств, юр квалификация, ссылки на соотв нормы), резолютивной (формулируется конкретное решение,в т.ч. избирается мера юр ответственности)
Различают следующие виды правоприменительных актов:
1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:
а) акты государственных органов и общественных организаций; б) акты главы государства – Президента РФ;
в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;
д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры; и) акты органов надзора и контроля;
ж) акты коллегиальные и единоличные.
2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают:
а) акты конституционно-правовые; б) акты административно-правовые;
в) акты уголовно-правовые; г) акты применения материального и процессуального права.
3. По форме правоприменительной деятельности выделяют:
а) акты регулятивные (исполнительные), связанные с применением диспозиции правовых норм, имеющие дозволительный характер;
б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.
4. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).
5. По своемуюридическому значениюакты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные – это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).
6.По форме: Указы Президента ненормативного характера, приказы, протоколы, решения.