Правообразование и правотворчество.
Правотворчество - это процесс целенаправленного формирования и юридического закрепления государственной воли в источниках права.
Правотворчествоесть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.
По своей сущности правотворчество есть возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания.
В результате правотворчества праву придается качество формальной определенности.
Правотворчество включает деятельность по:
· изданию новых нормативно-правовых актов;
· их совершенствованию, изменению, переработке;
· отмене действующих нормативно-правовых актов.
Признаки правотворчества:
· Сознательно-волевой характер.
· Объективно-исторический характер.
А также признаки, характерные для любых правовых форм государственной деятельности. Это:
а) властно-организационный характер правотворческой работы, ее официальность;
б) осуществление правотворческой деятельности исключительно на основе полномочий и в режиме «разрешено только то, что закреплено в законе»;
в) правотворчество связано с разрешением юридического дела - подведением жизненной ситуации под формируемую идеальную модель;
г) порядок осуществления правотворческих полномочий определяется (регулируется) нормами процессуального права;
д) результатомправотворчества становится принятие нормативного правового акта;
е) в правотворчестве используются приемы и правила юридической техники.
В контексте этих показателей правотворчество определяется как организационно-правовая форма властной деятельности управомоченных органов и лиц, связанная с разработкой и принятием нормативных правовых актов, восполнением пробелов и официальной систематизацией законодательства для обеспечения нормативного урегулирования общественных отношений.
Правообразование более широкое понятие. Охватывает ряд предправотворческих этапов создания нормативного документа - обнаружение потребности в нормативном правовом урегулировании видов, области социальных связей, отработка концепции нормативного правового акта с прогнозированием целесообразности его принятия (предмет правового регулирования, правовые средства и др.), тщательное исследование возможных затрат, негативных, а также позитивных последствий принятия нормативного правового акта. Все это предправотворческий этап. Правотворчество начинается с официального поручения разработчикам создать пакет документов, в том числе проект для последующего обсуждения и принятия.