Правообразование и правотворчество.

Правотворчество - это процесс целенаправленного формирования и юридического закрепления государственной воли в источниках права.

Правотворчествоесть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.

 

По своей сущности правотворчество есть возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания.

В результате правотворчества праву придается качество формальной определенности.

Правотворчество включает деятельность по:

· изданию новых нормативно-правовых актов;

· их совершенствованию, изменению, переработке;

· отмене действующих нормативно-правовых актов.

Признаки правотворчества:

· Сознательно-волевой характер.

· Объективно-исторический характер.

А также признаки, характерные для любых правовых форм государственной деятельности. Это:

а) властно-организационный характер правотворческой работы, ее официальность;

б) осуществление правотворческой деятельности исключительно на основе полномочий и в режиме «разрешено только то, что закреплено в законе»;

в) правотворчество связано с разрешением юридического дела - подведением жизненной ситуации под формируемую идеальную модель;

г) порядок осуществления правотворческих полномочий определяется (регулируется) нормами процессуального права;

д) результатомправотворчества становится принятие нормативного правового акта;

е) в правотворчестве используются приемы и правила юридической техники.

В контексте этих показателей правотворчество определяется как организационно-правовая форма властной деятельности управомоченных органов и лиц, связанная с разработкой и принятием нормативных правовых актов, восполнением пробелов и официальной систематизацией законодательства для обеспечения нормативного урегулирования общественных отношений.

Правообразование более широкое понятие. Охватывает ряд предправотворческих этапов создания нормативного документа - обнаружение потребности в нормативном правовом урегулировании видов, области социальных связей, отработка концепции нормативного правового акта с прогнозированием целесообразности его принятия (предмет правового регулирования, правовые средства и др.), тщательное исследование возможных затрат, негативных, а также позитивных последствий принятия нормативного правового акта. Все это предправотворческий этап. Правотворчество начинается с официального поручения разработчикам создать пакет документов, в том числе проект для последующего обсуждения и принятия.