Б.Г.Ананьев (1907-1972)

v Идея создания особой дисциплины – человекознания (комплексное изучение человека)

v «Человек как предмет познания»

v Уровни организации человека: уровень индивида и уровень личности

v Развитие индивида – онтогенетическое природное развитие человека (зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость)

v Личность – субъект общественного поведения и общения

v Общение – особая деятельность (наряду с предметной деятельностью и познанием)

v Начало личности человека наступает позже, чем начало индивида, связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, образованием регулирующих их норм – освоением средств общения и деятельности

«Теория установки» Д.Н.Узнадзе

Д.Н.Узнадзе (1886-1950)

· Психология – наука о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы

· Всякое поведение – реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте»

· Установка – центральное понятие – неосознаваемая готовность субъекта к восприятию будущих событий или действию в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека. Установка – нечто целостное, она переходит из одной сферы в другую.

 

Выводы

Предмет психологии:

Закономерности строения сознания (структурализм)

Его функции (функционализм)

Закономерности взаимоотношений бессознательного и сознания (психоанализ)

Поведение (бихевиоризм)

Формирование и функционирование целостных психических структур (гештальтпсихология)

Формирование ВПФ (культурно-историческая теория)

Деятельность (деятельностный подход)

Установка (теория установки)

Отношения (теория отношений)

Самоактуализация (гуманистическая психология)

Особые состояния сознания (трансперсональная психология)