Б.Г.Ананьев (1907-1972)
v Идея создания особой дисциплины – человекознания (комплексное изучение человека)
v «Человек как предмет познания»
v Уровни организации человека: уровень индивида и уровень личности
v Развитие индивида – онтогенетическое природное развитие человека (зачатие, рождение, созревание, зрелость, старение, старость)
v Личность – субъект общественного поведения и общения
v Общение – особая деятельность (наряду с предметной деятельностью и познанием)
v Начало личности человека наступает позже, чем начало индивида, связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, образованием регулирующих их норм – освоением средств общения и деятельности
«Теория установки» Д.Н.Узнадзе
Д.Н.Узнадзе (1886-1950)
· Психология – наука о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы
· Всякое поведение – реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте»
· Установка – центральное понятие – неосознаваемая готовность субъекта к восприятию будущих событий или действию в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека. Установка – нечто целостное, она переходит из одной сферы в другую.
Выводы
Предмет психологии:
Закономерности строения сознания (структурализм)
Его функции (функционализм)
Закономерности взаимоотношений бессознательного и сознания (психоанализ)
Поведение (бихевиоризм)
Формирование и функционирование целостных психических структур (гештальтпсихология)
Формирование ВПФ (культурно-историческая теория)
Деятельность (деятельностный подход)
Установка (теория установки)
Отношения (теория отношений)
Самоактуализация (гуманистическая психология)
Особые состояния сознания (трансперсональная психология)