Скаутизм в России
В России скаутские отряды появились в 1908 –11 гг. в Царском Селе, С.–Петербурге, Москве, Батуми и были построены на основе системы Р. Баден-Поуэлла с учётом национальной специфики. В отряды входили в основном мальчики из семей военных, служащих, предпринимателей. Преобладала военная подготовка юных разведчиков.
Идею создания детских организаций патриотического типа поддерживал Николай II. По его приказу Генеральным штабом была переведена книга Р. Баден-Поуэлла «Скаутинг для мальчиков» (1908).
В 1910 г. в Петербурге начал выходить еженедельный журнал «Ученик», в котором был специальный раздел «Юный разведчик» (редактор В. Г. Янчевецкий – позже известный писатель-историк В. Ян).
В 1912 г. близ г. Лахти (Финляндия) организован первый русский лагерь для скаутов Петербурга под руководством Янчевецкого.
В 1911 г. на 3ападной Украине возникли аналогичные объединения «пластунов». В 1914 г. в Петрограде лейтенант О. И. Пантюховосновал Всероссийское общество содействия мальчикам-разведчикам («Русский скаут»), в котором сотрудничало свыше 200 педагогов, военных, врачей (председатель – адмирал И. Ф. Бострём, секретарь –
И. Н. Жуков). Обществу покровительствовала великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Основная цель – сплочение взрослых энтузиастов скаутинга для содействия нравственному и физическому развитию юношества и воспитание достойных граждан.
Скаутинг был общественно значимым движением, воспитывал в подростках положительные черты личности, гуманность, милосердие, рыцарство, формировал у них потребность в самосовершенствовании.
В 1914–1916 гг. скаутские организации были созданы более чем в 20 городах (Пермь, Саратов, Астрахань, Одесса и др.). В 1915 году начали действовать организации герлскаутов (девушек-скаутов) в Петрограде и Киеве.
В 1915 г. руководитель 1-й Московской дружины и редактор журнала «Вокруг света» основали при редакции Музей по скаутизму (один из первых в мире). В русском скаутизме определились три основных направления:
первое – главное внимание уделяло военной и спортивной подготовке, оказанию помощи солдатам и раненым (А. К. Анохин);
второе – стремилось создать политическую детскую организацию для воспитания подростков в духе верноподданности, религиозности, патриотизма, благородства и т. п. (О. И. Пантюхов);
третье – центральной задачей ставило воспитание на гуманистических идеалах (И. Н. Жуков).
На 1-м Всероссийском съезде инструкторов и лиц, интересующихся скаутингом (1915 г., Петроград), были приняты Торжественное обещание, молитва, законы, заповеди и обычаи, ритуальная сказка.
В этих документах сформулированы основные принципы русского скаутизма: религиозность, верноподданность и патриотизм в сочетании с гуманизмом, общечеловеческими идеалами добра, справедливости, чести, служения людям и нравственного самоусовершенствования. Местные организации вошли в единый Всероссийский союз (около 50 тысяч членов).
В скауты принимались подростки 12–18 лет без ограничений по социальным, религиозным или национальным признакам (практически преобладали представители обеспеченных слоев населения). Каждый отряд состоял из 8 отделений (320 чел.), в которых организовывались патрули и команды: санитарная, пожарная, морская, пионерская и велосипедная.
По уровню владения навыками скауты делились на два разряда. Организация действовала на принципах самоуправления. Отрядом руководил штаб (старший скаут-мастер и его помощники – начальники отделений); избирался суд чести. К атрибутике скаутизма относились отрядное знамя с изображением Святого Георгия Победоносца, форма, галстук, скаутский знак и билет. За овладение гимнастикой, санитарным делом, электротехникой и т. д. вручались нарукавные значки, за особые заслуги и храбрость – почётные звания и значки «Белого медведя» и «Волка». Для детей 8–11 лет при отрядах существовали подготовительные патрули («Волчата» и «Медвежата»).
К 1917 году в России сложилась организованная сеть скаутских объединений. В годы Первой мировой войны многие скауты служили в разведке русской армии.
После Октябрьской революции в скаутском движении произошёл идейный и организационный раскол. Значительная часть юных разведчиков сражалась в рядах белогвардейцев. В армиях Колчака и Деникина назначались специальные лица, ответственные за работу со скаутами. Кроме разведки скауты входили в состав трудовых дружин, распространяли газеты и пр. Однако немало подростков-скаутов воевало и в Красной Армии.
Осенью 1917 г. на съезде Всеобуча было принято решение создать на базе оставшихся скаутских отрядов организацию юных коммунистов (юки). В 1918 г. действовали организации левого направления: Пролетарские скауты (Н. Новгород), Интернациональные скауты (Кременчуг), РОЮР (Петроград), Союз свободных скаутов (Москва). Скауты, не пожелавшие войти в организацию юков, создали в 1919 г. подпольное содружество «Братьев Костра». В том же году в Челябинске на территории, контролируемой белыми, состоялся съезд скаутских руководителей Сибири, Урала и Приуралья, учредивший Всероссийскую организацию скаутов (её руководителем избран Пантюхов), а в Новочеркасске на территории войска Донского прошёл съезд скаутских деятелей Юга России.
В 1919–1920 гг. предпринимались попытки приспособить методику скаутинга к задачам советской власти: организовывались части особой подготовки допризывной молодёжи при Всевобуче, отряды юных коммунистов-скаутов, красных скаутов, создана Русская организация юных революционеров и др. Скаутские организации не имели единого руководящего центра, но общались через информационное бюро. Наметилась тенденция к объединению скаутов во всероссийском масштабе.
В 1921–1923 гг. определились два направления: со стороны РКСМ – курс на полную ликвидацию всех скаутских организаций; с позиций руководителей Наркомпроса (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский), левых скаут-мастеров и педагогов (И. Н. Жуков, В. А. Зорин, М. Стремяков) – стремление приспособить скаутизм к воспитательным задачам строительства социалистического общества (в 1923 г. в Советской России было 8 тыс. скаутов).
Идеи использования скаутизма изложены Крупской в её книге «РКСМ и бойскаутизм» (1922). Многие принципы и формы работы легли в основу создания пионерских отрядов, а скаут-мастера стали первыми вожатыми. В 1922 г. на Всероссийском совещании скаут-мастеров произошло дальнейшее размежевание русских скаутов: наиболее многочисленная часть скаутов перешла к построению комсомольской организации; ряд скаут-мастеров предпринял попытки обновить скаутизм, сохранив его традиции (И. Н. Жуков); некоторые скаутские организации прекратили все связи с РКСМ и предпочли нелегальную работу со скаутами (В. Попов).
В 1923 скаутизм в России был запрещён. Некоторые скаут-мастера нелегально продолжали руководить отрядами до конца 20-х гг. Впоследствии тысячи скаутов и скаут-мастеров были репрессированы «за помощь международной буржуазии».
В 20-х гг. во Франции, США и Канаде были созданы объединения – преемники русского скаутизма: Организация российских юных разведчиков (ОРЮР, штаб-квартира в Нью-Йорке) и Национальная организация русских скаутов (НОРС, Париж), которые действовали и в 90-е гг. Эти объединения потомков русских эмигрантов стремятся воспитывать подростков в духе уважения и понимания русской культуры (НОРС поддерживает контакты с Всемирной организацией скаутского движения, но не входит в нее). Организации «пластунов» имеются в Швейцарии, США и Канаде.
В конце 80-х гг. в СССР предпринимались попытки возрождения скаутских отрядов (Прибалтика, Закавказье, Молдавия и Украина, Сибирь, Урал). В некоторых регионах скаутские организации пользуются поддержкой властей. Съезд представителей скаутского движения (1990) при содействии Комитета по делам молодёжи СССР и Национальной организации русских скаутов и Организации российских юных разведчиков (ОРЮР) провозгласил создание Ассоциации возрождения российского скаутизма, но в основном принципы деятельности скаутов в современных условиях разработаны не были.
В начале 90-х гг. в России действовали скаутские дружины: Организация русских юных разведчиков-скаутов (ОРЮР; 1990), Федерация скаутов России (ФСР; С.-Петербург, 1991, зарегистрирована как национальная организация скаутов РФ) и Федерация православных скаутов (ФПС; Москва, 1991). В регионах действуют Ассоциация скаутов С.-Петербурга, Сибирская ассоциация скаутов, Союз «Московский скаут», Московское братство православных скаутов и др. Устанавливаются связи с зарубежными скаутскими союзами[127].
ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ: