Религиозные организации и религиозное воспитание

Религия как один из социальных институтов традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религия и религиозные организации (общности верующих при молитвенных центрах) были важнейшим – после семьи – фактором.

В процессе секуляризации, т. е. освобождения общества от влияния религии, значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее, в современном мире ее роль, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

Все эти процессы хорошо видны на примере России, где представлены все четыре великие мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм – и многие их разновидности (всего – более шестидесяти вероисповеданий различного направления).

Религиозные организации реализуютряд функций.

Ценностно-ориентационная функциярелигиозных организаций проявляется в том, что они предлагают своим членам и стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бога, бессмертие души и др.), позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам. Это осуществляется как в процессе культовых действий богослужения в храме, молитвы и др.), так и в различных формах религиозного просвещения.

Регулятивная функцияпроявляется в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций, а также через различные формы контроля (в одних конфессиях более жесткого, в других – менее) за соответствием жизни верующих религиозным нормам.

Коммуникативная функцияреализуется в создании условий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих вероучительным принципам конкретной религии.

Милосердная (благотворительная) функциярелигиозных организаций реализуется в многообразных сферах и формах деятельности, как в рамках организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический опыт.

Компенсаторная (утешительная) функцияпроявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.

И, наконец, воспитательная функциярелигиозное воспитание человека. В процессе религиозного воспитания верующих прихожанам целенаправленно и планомерно внушаются мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучительным принципам определенной конфессии (вероисповедания).

Религиозное воспитание осуществляется священнослужителями; верующими агентами социализации (родителями, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (воскресных школ, библейских кружков и др.), в ряде стран – преподавателями религии в светских учебных заведениях; различными объединениями, в т. ч., детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях, или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций; культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.).

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации, т. е. наделения явлений окружавшей действительности священным содержанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделяют два уровня религиозного воспитания – рациональный и мистический.

Рациональный уровеньвключает в себя три основных компонента – информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии:

информационный компонент – это знания по истории церкви, богословию, догматике, священной истории;

нравственный компонент – научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали;

деятельностный компонент – участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровеньв значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в разных конфессиях. Например, мистический уровень православного воспитания определяет следующие моменты – подготовка и участие к церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (семинары, лекции, клубы для групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т. д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

Многообразны средства религиозного воспитания, определяющиеся конфессиональными особенностями. В христианских конфессиях таковыми являются:

церковное богослужение, приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения с Богом;

проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению, молитва, помогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой;

исповедь, приучающая к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки);

пост, помогающий обуздать похоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость;

епитимья – наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению норм отношений и поведения.

В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих формируются специфические для той или иной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а в целом – стратегии адаптации и обособления в социуме[120].