Субъектность воспитанника в педагогическом процессе
В процессе обучения и воспитания школьников для развития их субъектности необходимо развивать самоценные формы активности.Такая активность детей развивается, если им даются задания, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта, свободе мысли и фантазии. Создаются коммуникативные условия для ее поддержки:
– взрослый передает воспитаннику свою заинтересованность происходящим, удивляется и радуется вместе с ним;
– постоянно фиксируется детский успех;
– на уроках создается атмосфера защищенности при общении с учителем и классом;
– ободряются и поддерживаются любые попытки ответов и внушается ценность участия ребенка в диалоге;
– создаются щадящие условия при ответе учащихся с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;
– не допускаются действия со стороны отдельных детей, подавляющих творческую активность одноклассников на уроках и во внеклассной деятельности.
Субъектность позиции ребенка в педагогическом процессе у целого ряда специалистов в области педагогики вызывает сомнение, при этом никто не возражает против того, что педагогический процесс построен на взаимодействии,что уже предполагает субъектность позиции его участников. Основной же контраргумент следующий: воспитание понимается как целенаправленный и организованный процесс, а ребенок ставить цели и организовывать деятельность на ее достижение, особенно в сфере собственного воспитания и самовоспитания, в какой-то мере научивается где-то ближе к подростковому возрасту, значит, до этого он не может выступать субъектом педагогического процесса по определению. Против этого нет необходимости возражать; но дело в том, что умение быть субъектом может проявляться по-разному. Воспитанник до определенного возраста и уровня своей социальной зрелости действительно не ставит сознательно и ясно поставленных целей, касающихся собственного воспитания (за определенным исключением). Но он активно (пусть чаще и нецеленаправленно) влияет на цели воспитателя и отбор для их реализации методов и средств (прежде всего возрастом, уровнем воспитанности и обученности, индивидуальными особенностями), тем самым изменяя тактику и стратегию направленного на него воспитательного воздействия.
Воспитанник как субъект не равноценен воспитателю как субъекту педагогической деятельности. Его субъектность проявляется прежде всего в его сопротивлении, принятии (непринятии) педагогического воздействия. Постепенно, по мере взросления, субъектность позиции воспитанника проявляется все более адекватно в осмысленном и целенаправленном определении своих желаний и потребностей, возможных путей их удовлетворения.
Есть и еще одна сторона проблемы. Целью современного воспитания является воспитание свободной и самостоятельной личности, личности со сформированной субъектностью.
Субъектность– способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать планы жизни.
Но субъектность надо развивать, формировать, воспитывать, стимулировать, что возможно лишь тогда, когда ребенку дают возможность действовать самостоятельно, понимать, что и как вокруг него происходит, к чему это приведет. Сложно объяснить незрячему от рождения человеку, что такое свет. Многие люди из советского прошлого до сих пор отличаются пассивностью и ведомостью в силу того, что в то время государство пыталось максимально взять на себя все субъектные функции каждого человека, рассматривая его как объект своего воздействия и заботы[89].
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: