Иванов И. П.
Воспитательные отношения – разновидность отношений между людьми, возникающая в воспитательном взаимодействии, направленная на духовное, нравственное и т.п. развитие и совершенствование.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
АНИСИМОВ В. В. И ДР.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Субъекты воспитательных отношения
Рассмотрим процесс воспитания с точки зрения характера отношений его участников.
Отношения в процессе воспитания можно представить в виде множества взаимосвязанных цепочек: общество – коллектив – личность, государство – воспитательные организации – человек, коллектив – микрогруппа – личность, воспитатель – воспитанник и т. д.
В одних из таких «цепочек» взаимодействие непосредственное, в других – опосредованное. Субъекты данных взаимодействий в процессе воспитания проявляют различную степень активности.
Содержание и характер взаимодействия и взаимоотношений общества, коллективов и личности в процессе воспитания обусловлены социальными и личностными ценностями, идеологией, а также общественной психологией. Так, идеи, мораль, представления данного общества определяют жизнедеятельность различных типов и видов социальных общностей, в том числе групп и коллективов, а в конечном счете – отношения людей к окружающей реальности и самим себе.
Отношения – это переживание и выражение человеком тех связей, которые устанавливаются между ним и другими людьми, а также различными сторонами изменяющегося окружающего мира, которые оказывают влияние на его поведение и личностное развитие.
Выделяют четыре группы отношений.
1. Социальные отношения, определяющие общественную направленность и гражданскую позицию личности: гражданственность, мировоззрение и т. д.
2. Нравственные отношения: патриотизм, культура межнациональных отношений, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, честность, принципиальность и др.
3. Отношения, связанные с эстетической культурой, воспитанием умений видеть и понимать прекрасное, жить по законам красоты.
4. Отношения, составляющие различные стороны физической и санитарно-гигиенической культуры[85].
ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:
ИВАНОВ И. П.
ДВА ПОДХОДА К ВОСПИТАНИЮ