ПЕДАГОГИКА

 

Одна из важных теоретических и практических проблем педагогики – это проблема гуманизации межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Разберемся в этом вопросе более конкретно. Для того чтобы руководство процессом взаимодействия личности и коллектива было эффективным, необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе стихийно складывающихся внутриколлективных отношений.

Прежде всего, каждый член коллектива приходит в него со своим индивидуальным социальным опытом,который может отставать или опережать тот уровень норм и ценностей, которые сформированы в данном коллективе. Один и тот же ученик в одном коллективе может оказаться в благоприятном, а в другом – в неблагоприятном положении.

Личностные качествачлена коллектива являются существенным фактором, определяющим его положение в коллективе. Его психологические особенности: сдержанность, эмоциональность, воля, общительность, оптимизм или им противоположные – или располагают к человеку, или вызывают настороженность, неприятие или отторжение. Не последнее место в определении положения личности в коллективе занимают ее нравственные качества: честность, справедливость, доброта, принципиальность и др.

На какой-то период времени определяющим фактором положения личности в коллективе, особенно в детском, становятся такие внешние характеристики, как физическая сила, ловкость, красота, «престижные» знакомства, обладание значимыми в глазах детского сообщества вещами.

К воздействию коллектива сама личность относится по-разному.

Личность подчиняется коллективу:

· принимает его ценности и следует им;

· принимает на словах;

· принимает под давлением, бунтует.

Отношения личности и коллектива гармоничны:

· полное единство общественных и личностных стремлений и ценностей,

· добровольный конформизм.

Личность подчиняет коллектив:

· случай нонконформизма,

· неформальное лидерство.

Отношение личности к коллективу может быть активно-положительным, пассивно-положительным, активно-отрицательным, пассивно-отрицательным.

Определенную роль в определении положения личности в детском коллективе играет отношение взрослых к личности воспитанника. Оно может быть адекватным, с завышенной оценкой, с заниженной оценкой, негативное, безразличное. По мере взросления детей мнение о них взрослых становится менее значимым для определения положения личности в коллективе сверстников, но оно никогда не утрачивает полностью своего значения. Даже во взрослых коллективах избирательное отношение руководителя к членам коллектива влияет на их статус. При этом надо учитывать сложность этого влияния: учительские «любимчики» редко пользуются такой же симпатией у одноклассников. Воспитанник, к которому воспитатель подчеркнуто демонстрирует свою неприязнь, может оказаться неформальным лидером.

Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений – неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные или временные поручения не отвечают их интересам или возможностям, то они выполняются формально либо совсем не выполняются. В этом случае воспитанники фактически выпадают из системы коллективных отношений. Поэтому в разработке индивидуальных поручений следует идти от возможностей и интересов самих детей, а только потом от потребностей коллектива. Тогда положение каждого в системе коллективных отношений окажется наиболее благоприятным.

Исследования показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе воспитанники занимают в первоначальный период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Эти выводы ставят перед педагогом вопрос о необходимости активного вмешательства в систему стихийно складывающихся в коллективе отношений.

К условиям, определяющим эффективность воспитательного воздействия коллектива на отдельную личность, можно отнести следующие:

· коллектив – субъект воспитания;

· регулярное изменение характера деятельности коллектива, ее разнообразие;

· широкий диапазон социальных ролей;

· создание временных коллективов, перевод неблагополучных членов коллектива в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус.

Таким образом, детский коллектив выступает и как объект воспитательного формирующего воздействия педагога, и как субъект собственного развития и формирования личности каждого своего члена[74].