Эстетическая культура личности

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении, развитие творческих способностей.

«Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе», – писал В. А. Сухомлинский.

Составными элементами эстетического воспитания как более широкого понятия являются понятия художественное образование и художественное воспитание. Художественное образование – процесс освоения школьниками совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного, в том числе самодеятельного, творчества. Художественное воспитание процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; потребности в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.

Вся система эстетического воспитания должна обеспечить целостное эстетическое развитие личности, что связано с решением следующих задач:

·обогатить личность художественно-эстетической культурой, пониманием произведений искусства;

·обучить начальным, общим навыкам самостоятельной деятельности в искусстве;

·развить с помощью занятий искусством природные силы и психические свойства личности: музыкальный слух, художественную зоркость, творческое воображение, оригинальное мышление;

·воспитывать эстетическое чувство;

·сформировать эстетическое сознание.

Эстетическое чувство – субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением к эстетическому предмету. Эстетическое чувство выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку данного предмета в единстве его содержания и формы.

Эстетическое сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства.

К основным средствам эстетического воздействия на школьников относятся различные виды искусства, воспитание средствами окружающей действительности, красотой труда, природы, межличностных отношений.

В отличие от других форм общественного сознания искусство характеризуется конкретно-чувственной природой художественного мышления, которая является основой развития способности человека чувствовать красоту окружающих; его предметов, различать в поведении людей и в произведениях искусства прекрасное и безобразное. Искусство является наиболее концентрированной, идеальной формой эстетического отношения людей к действительности. Искусство раскрывает для человека мир реально существующей красоты, которая оказывает сильное эмоционально-нравственное воздействие.

Эстетика окружающей среды и быта, города или села, искусственно созданные сооружения – сады, парки, фонтаны, скульптуры и памятники – все это художественно организованная среда, которая оказывает, постоянно окружая ребенка, сильнейшее воздействие на формирование его эстетических вкусов и идеалов. Большое значение эстетике детской жизни придавал А. С. Макаренко: красота помещений, внешнего облика колонистов, красота отношений в коллективе всегда были ему помощниками в сложном процессе перевоспитания и исправления сложных судеб. Макаренко считал, что приучить к культуре поведения за столом можно быстрее с помощью чистых скатертей, чем многочисленных бесед на эту тему.

Получать физическое и духовное наслаждение от эстетически организованного труда – это значит проявлять в труде свои созидательные способности, реализовывая свой творческий потенциал. Мастерство в трудовом процессе – источник истинного эстетического наслаждения. В. А. Сухомлинский писал: «Труд, проникнутый эстетическими побуждениями и ощущениями, постепенно развивает и укрепляет чувство красоты трудовой деятельности, стремление не только к высокопроизводительной, но и к красивой работе».

Неисчерпаемые возможности эстетического воспитания заложены практически во всех учебных предметахучебного плана школы.

Во внеклассной и внешкольной работеэстетическое воспитание может осуществляться в самых разнообразных формах: литературных, фольклорных, музыкальных, изобразительных, танцевальных кружках, ансамблях, театральных студиях, кружках вышивания, макраме, керамики и т.п. Богатые возможности для эстетического развития и воспитания детей представляются в учреждениях дополнительного образования.