Культура труда и экономическая культура личности
Трудовое воспитание– совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Экономическое воспитание– целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у них знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления.
Экономическое сознание включает знания о законах рыночной экономики, умение осмысливать явления экономической жизни, понимать экономику как целостное явление.
Производительный труд и начальное профессиональное образование являются необязательными в современной школе, а организуются, если есть возможность и желание родителей и учащихся, хотя общетрудовая подготовка является актуальной для всех школьников.
А. С. Макаренко указывал на то, что в процессе труда происходит не только физическое развитие, «но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека». Но «не всякий труд воспитывает, а только труд определенным образом организованный». В своей практической деятельности он включал детей и подростков во все виды труда – от простейших форм сельскохозяйственного труда до участия в производительном труде на предприятии, оснащенном новейшей техникой.
Виды труда:
– учебный труд, трудовое обучение при освоении образовательной области «Технология»в школе, в системе дополнительного образования;
– общественно-полезный труд – самообслуживание в школе, благоустройство школы, двора, дома, охрана природы;
– производительный труд – работа школьников в производственной сфере, в лагерях труда и отдыха, учебно-производственных комбинатах;
– бытовой труд – самообслуживание и выполнение обязанностей в семье.
Педагогические условия эффективности детского труда– общественная значимость, реальность получаемых результатов и их востребованность, организация помощи, взаимопомощи и сотрудничества; охрана жизни и здоровья детей, посильность, творческий характер, поощрение разумной инициативы и активности при выполнении трудовых поручений, свобода выбора трудовых заданий, правильная организация.
Методика организации детского труда:
· планирование;
· инструктирование участников труда;
· обеспечение орудиями труда;
· контроль хода коллективного и индивидуального труда;
· своевременная помощь, консультация, обучение трудовым действиям;
· оценка результатов коллективного и индивидуального труда.
Большую роль в трудовом воспитании играет профориентация– целенаправленная помощь учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и потребностями рынка труда.
Профессиональное самоопределение – готовность выпускника к выбору профессии: наличие профессионального выбора, знание о профессии, осознание своих склонностей и индивидуальных способностей, учебная и практическая работа по выбираемой специальности, наличие общих трудовых навыков.
Основными компонентами профориентации являются npедпрофессиональное просвещение, профконсультация, профдиагностика, профадаптация и профкоррекция.
Типы профессиональной консультации – справочно-инфор-мационная, диагностическая, медицинская, корректирующая (когда профессиональные желания и интересы подростка не совсем согласуются с его потенциальными возможностями, способностями, здоровьем).