Личность как субъект целеполагания

Каждый человек на определенном этапе своего развития призван сам сформулировать цель и смысл своей жизни. Ребенок действует на основе неосознанных влечений, желаний, ситуативного интереса: «Я сам», – говорит трехлетний ребенок, и это уже стремление заявить о своих личностных правах. По мере того как человек начинает осознавать себя, он все более активно стремится самоопределиться, но только в ранней юности человек начинает осознанно определять цель и смысл собственной жизни.

Качества личности проявляются в согласовании ее возможностей, способностей, ожиданий со встречными условиями и требованиями. Субъект создает индивидуальные композиции из объективных и субъективных составляющих деятельности.

Одним из важнейших психологических аспектов смысла жизни являются способность человека осознавать ценность жизни, готовность нести за нее ответственность, способность проявлять инициативу и активность, которые проявляются в творческой деятельности, волевых актах, общении.

В педагогической практике активность личности не всегда встречает понимание. Послушный ребенок оказывается более удобным. В результате мы воспитываем человека, которой может действовать только по инструкции, такой человек не способен в полной мере реализовать свои потенциальные возможности[58].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

СЕДОВА Л. Н., ТОЛСТОЛУЦКИХ Н. П.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ