Как субъект целеполагания

Воспитательно-образовательное учреждение, выполняя государственный заказ, ставит конкретные педагогические задачи.

Значимым субъектом целеполагания является педагог. Воспитатель в педагогической деятельности реализует не только государственный заказ, но и свои интересы и намерения, утверждает свое мироощущение. Любой государственный заказ, для того чтобы он дошел до ученика, должен быть осмыслен и принят учителем.

В. В. Сериков отмечает следующие недостатки на этапе формулирования цели воспитания в условиях образовательного учреждения: импульсивный, «реактивный» характер цели (появляется видимая проблема, формулируется вытекающая из этой проблемы задача); определяются только качества личности, которые необходимо формировать, при этом не проектируется в целом социально-педаго-гическая ситуация, в которой должен идти процесс формирования этих качеств.

Проблема заключается в формировании у педагогов концептуальной и технологической культуры целеполагания. Цели и задачи школы должны формулироваться на основе научного анализа действительности, учета реальных противоречий учебно-воспитательного процесса. Они должны быть согласованы с социальным заказом и открывать перспективу развития каждой отдельной личности. Цели воспитания должны быть четко сформулированы и должны выражаться в замеряемых показателях.

Семья как субъект целеполагания

Родители несут ответственность за воспитание своих детей перед государством и обществом, поэтому цели воспитания в семье не должны противоречить ожиданиям со стороны государства и общества. Согласование целей и задач школы и семьи является необходимым условием гармонизации воспитательного влияния.

Часто в семейном воспитании здравый смысл подменяет анализ возможностей и особенностей развития ребенка, совокупности всех значимых факторов, оказывающих влияние на него, противоречий, которые возникают в процессе взаимодействия с ребенком. Такой анализ необходим для постановки ближних и дальних целей воспитания.