Государство как субъект целеполагания

Государство определяет социальный заказ. Социальный заказ – это обращенные со стороны государства требования к результатам деятельности школы как социального института. Социальный заказ фиксируется в государственных документах, таких как программа, доктрина, закон.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992) цель воспитания не сформулирована, законодатели ограничились указанием на необходимость обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества...

В чем, собственно, состоит проблема определения цели на уровне государства? Цель, сформулированная в государственных документах, дает только общий ориентир для работы педагога. Она реально незамеряема. Для того чтобы она стала работать, ее нужно перевести на язык конкретных педагогических задач. Уровень формулировки этих задач зависит от уровня осмысления педагогами теории и практики воспитания.

Ненаучный подход к определению цели приводит к тому, что цель формализуется, становится догмой и выполняет декоративную функцию. На практике наблюдается параллельное существование декларируемой в государственных документах теоретической цели и практической цели воспитания, в этом случае изменение формулировки цели в государственных документах мало сказывается на реальном воспитании.

Определению цели воспитания должен предшествовать научный анализ насущных потребностей развития государства и общества, изучение современного состояния воспитательной практики, что не должно подменяться политико-идеологическими установками.

Воспитательно-образовательное учреждение