Сущность целеполагания в воспитательном процессе

Проблема целеполагания, определения целей деятельности относится к числу наиболее важных, поскольку любая деятельность возникает только, если есть цель. Цели воспитания определяют принципы, содержание, формы и методы воспитательной работы. Неверно поставленная цель является причиной многих педагогических ошибок и неудач.

Целеполагание в педагогике включает в себя три основных компонента:

1) обоснование и выдвижение целей;

2) определение путей их достижения;

3) прогнозирование ожидаемого результата.

На выработку целей воспитания влияют следующие факторы:

– потребности детей, родителей, педагогов, образовательного учреждения, социального окружения, общества в целом;

– социально-экономические условия и условия образовательного учреждения;

– особенности коллектива, индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

Чтобы целеполагание было успешным, необходимо придерживаться ряда принципиальных требований (Л. В. Байбородова,
М. И. Рожков и др.):

1) диагностичность: цели должны выдвигаться и корректироваться на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников воспитания, взрослых и детей;

2) реальность: учёт в процессе целеполагания возможностей конкретной ситуации;

3) преемственность: следующие цели и задачи должны вытекать из предыдущих;

4) согласованность: цели и задачи воспитания не должны противоречить друг другу, цели отдельных участников воспитательного процесса не должны противоречить общим целям воспитания;

5) направленность на результат: возможность определить, измерить, насколько удалось достигнуть поставленной цели[57].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ЕМЕЛЬЯНОВА И. Н.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Проблема определения цели воспитания