Сущность целеполагания в воспитательном процессе
Проблема целеполагания, определения целей деятельности относится к числу наиболее важных, поскольку любая деятельность возникает только, если есть цель. Цели воспитания определяют принципы, содержание, формы и методы воспитательной работы. Неверно поставленная цель является причиной многих педагогических ошибок и неудач.
Целеполагание в педагогике включает в себя три основных компонента:
1) обоснование и выдвижение целей;
2) определение путей их достижения;
3) прогнозирование ожидаемого результата.
На выработку целей воспитания влияют следующие факторы:
– потребности детей, родителей, педагогов, образовательного учреждения, социального окружения, общества в целом;
– социально-экономические условия и условия образовательного учреждения;
– особенности коллектива, индивидуальные и возрастные особенности учащихся.
Чтобы целеполагание было успешным, необходимо придерживаться ряда принципиальных требований (Л. В. Байбородова,
М. И. Рожков и др.):
1) диагностичность: цели должны выдвигаться и корректироваться на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников воспитания, взрослых и детей;
2) реальность: учёт в процессе целеполагания возможностей конкретной ситуации;
3) преемственность: следующие цели и задачи должны вытекать из предыдущих;
4) согласованность: цели и задачи воспитания не должны противоречить друг другу, цели отдельных участников воспитательного процесса не должны противоречить общим целям воспитания;
5) направленность на результат: возможность определить, измерить, насколько удалось достигнуть поставленной цели[57].
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
ЕМЕЛЬЯНОВА И. Н.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
Проблема определения цели воспитания