Методы, приемы, средства деятельности по самовоспитанию
· Самообязательство, самоприказ, самопринуждение,
самоуговаривание, самоубеждение.
· Самоинструктирование, самопереключение,
самонапоминание, самоподчинение.
· Эмоционально-мысленный перенос
· в положение другого.
· Самоконтроль, самооценка,
корректировка плана деятельности.
· Самовнушение, самопоощрение,
самонаказание, самоутешение.
Некоторые дополнения и размышления в этой связи:
1. Можно выделить два основных источника самовоспитания:
– внешнее требование, переходящее во внутренний план личности и актуализирующее противоречия, которые, в свою очередь, порождают потребность в самовоспитании, и
– внутреннее требование личности к себе, обусловленное осознанием противоречий между «Я-реальным» и «Я-идеальным», между целями, которые личность ставит перед собой, и возможностями их реализации и т. д.
2. Важнейшей предпосылкой принятия решения о необходимости самовоспитания и условием его успешного осуществления является способность личности объективно анализировать и оценивать свое поведение и свои качества, формулировать реальные цели и программу действий. Прекрасной иллюстрацией этого тезиса могут быть дневниковые записи Л. Н. Толстого. Вот каковы результаты его самоанализа:
«Я дурен собой, неловок... скучен для других, нескромен, нетерпим (intolérant) и стыдлив как ребенок.
Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало.
Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди.
Я не храбр.
Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой.
Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан.
У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового.
Я честен, то есть люблю добро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием; но есть вещи, которые я люблю больше добра, – славу».
А вот как Л. Н. Толстой определяет основные задачи самосовершенствования: «Важнее всего для меня исправление от бесхарактерности, раздражительности и лени».
5. В самоанализе и самооценке важно избежать самоуничижения и самобичевания, которые могут привести к утрате оптимизма, уверенности в своих силах и возможностях.
6. Важным этапом самовоспитания является принятие самообязательств, в которых моделируются цели и программа деятельности, устанавливаются требованиях к ее организации.
7. Основным способом самовоспитания является управление своими действиями; самопринуждение, самоприказ, самонаказание
и т. д. следует рассматривать как средства достижения результата.
6. Важнейшей функцией любого управления является контроль; в самовоспитании самоконтроль выступает и как способ определения достигнутых результатов, и как основа для корректировки программы, плана и способов деятельности[45].
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: