Возрастные уровни самовоспитания

Детство (до вступления в подростковый возраст) – в этот период обнаруживаются первые попытки ребенка приспособиться к требования окружающих черезисправление поступков, вызывающих их негативную реакцию.

Основная особенность – стремление ребенка изменить конкретные формы поведения, т. е. его внешние проявления, а не качества личности (по мнению психологов, ребенок еще не осознает своих качеств).

Подростковый возраст– период, отличительная черта которого – «самоутверждение качеств через отдельные поступки» (Л. И. Рувинский, А. Е. Соловьева).

Самовоспитание проявляется в форме частых, стремительных (с точки зрения взрыва активности и кратковременности), ситуативных (с точки зрения мотивации и последовательности действий) попытокизменить то, что стало осознаваться как качества личности, отражающие ее достоинства и недостатки.

Гипертрофированное чувство взрослости, стремление быть самостоятельным, равным провоцирует противоречие между максимализмом требований подростка к себе и другим и ограниченностью его возможностей, неготовностью к длительным волевым усилиям, к преодолению трудностей... Значительно мягче, сдержаннее проходит этот процесс у девочек-подростков.

Задача взрослых состоит в том, чтобы поддержать подростков в их благих намерениях, помочь советом, внушить оптимизм, уверенность в собственных силах. Очень важно помочь растущему человеку избрать достойный образец для подражания.

Юность–в этот период изменяются социальная роль и характер взаимоотношений с окружающими, накапливается опыт и, как следствие, приходит осознание того, что не только поступки, но и отдельные качества еще не характеризуют личность человека в целом.

Основной мотив самовоспитания в юношеском возрасте – «сделать себя», обеспечить возможность с наибольшей полнотой реализовать себя в социальном и профессиональном отношении. Деятельность в этом направлении становится более самостоятельной и последовательной.

Психологи называют работу юноши и девушки над собой, над совершенствованием своей личности осознанным самовоспитанием.

Структура процесса самовоспитания

· Осознание потребности и желания изменить себя,
усовершенствовать свои личностные качества, свое поведение.

· Самоанализ.

· Самооценка.

· Определение цели, программы и плана деятельности.

· Деятельность, направленная на самоизменение
и самоусовершенствование.