СМИРНОВ В. И.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

 

Источником и мотивом самовоспитания, по мнению отечественных психологов, является осознание человеком противоречия, с одной стороны, между своими потребностями, интересами, целями, желаниями, а с другой, – реальными возможностями, актуальным уровнем развития необходимых для их осуществления личностных сил, а также противоречия между «Я-реальным» и «Я-идеальным».

Понимание того, что желаемое не может быть достигнуто без приложения определенных усилий, а, следовательно, имеющиеся недостатки могут не быть преодолены, и побуждает человека к активным действиям, направленным на самопознание, самооценку, самоусовершенствование. Выделив курсивом словосочетание «активные действия», мы попытались подчеркнуть деятельностный (не пассивно созерцательный!) характер самовоспитания – именно и только собственная деятельность человека является способом его саморазвития, условием реализации поставленных целей.

Основные мотивы самовоспитания

На разных этапах его осуществления

1 этап: Этап самоисправления поступков: мотив – стремление изменить конкретную форму своего поведения под влиянием внешних требований.

2 этап: Этап ситуативного самовоспитания: мотив – стремление через изменения поступков прийти к изменению качеств личности.

3 этап: Этап осознанного самовоспитания: мотив –стремление к самоусовершенствованию.