Идея саморазвития и самовоспитания в педагогическом процессе

Основной идеей теории и методики воспитания является идея саморазвития ребенка (подростка): он есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Об этом писал еще один из основоположников отечественной педологии Л. С. Выготский: «Человек, в сущности, воспитывает себя сам... С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого». То есть педагог по собственному произволу не может сделать ребенка, ни хуже, ни лучше. Он может лишь создать условия, чтобы ребенок (подросток) сам захотел стать таким, каким хотелось бы педагогу.

Вот почему в формулировке цели воспитания необходимо еще добавить – в условиях личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности, в которой реально растущий человек может реализовать всю гамму своих потребностей и потенциальных возможностей, может сформулировать черты самоактуализирующейся личности.

Не менее важным условием успешности реализации цели представляется выработка общей стратегии воспитания. Она может быть сформулирована в идее о том, что САМОактуализирующаяся личность развивается, когда воспитательный процесс в школе отвечает двум основным условиям: 1) если воспитывающая деятельность будет инструментована как самодеятельность воспитанников; 2) если в ходе воспитательного процесса учащиеся включаются в процесс САМОпознания и САМОвоспитания.

Психологи выделяют два основных источника самовоспитания, реализуя которые воспитатель может стимулировать самоактуализацию личности школьника в воспитательном процессе:

1) внешние требования, переходящие во внутренний план и актуализирующие внутренние противоречия школьника;

2) внутренние требования личности к себе, обусловленные осознанием противоречий «Я реального» и «Я идеального», между целями растущего человека и возможностями их реализации, между осознанными недостатками и потребностью их искоренения.

Нередко самовоспитание бывает сопряжено с противостоянием социально-бытовому окружению, с которым взаимодействует подросток. В позитивном случае это усиливает устойчивость его жизненной позиции[43].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

СЕДОВА Л. Н., ТОЛСТОЛУЦКИХ Н. П.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ