Воспитательный процесс как система педагогических категорий
Воспитание осуществляется в воспитательном процессе определенной воспитательной системы, через построение воспитательной деятельности, посредством организации воспитательной работы, которая строится на участии субъектов воспитательного процесса воспитателей и воспитанников в том или ином конкретном воспитательном мероприятии.
Раскроем содержание каждого из перечисленных компонентов.
Воспитатель – лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. В этом понятии объединяются профессиональная роль и гражданско-личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или коллективу.
Воспитанник – человек, являющийся с одной стороны, объектом воспитательного взаимодействия с определенным лицом, т.е. с воспитателем, родителями или социальным окружением; с другой – субъектом самовоспитательной деятельности, так как ему принадлежит активная роль в формировании своих личностных качеств.
Воспитательный процесс – процесс педагогического взаимодействия, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями.
Воспитательный процесс направлен, на становление осознанного отношения личности ко всему, что ее окружает, что с ней происходит.
Результатом воспитательного процесса становятся позитивные изменения в личностном росте воспитанника.
Выделяют пять уровней реализации воспитательного процесса:
1) социетарный, обеспечивающийтрансляцию культуры от поколения к поколению;
2) институциональный –реализация воспитательных воздействий государственными организациями;
3) социально-психологический – воспитание осуществляется различными общественными организациями в виде ассоциаций, коопераций, корпораций;
4) межличностный – воспитание осуществляется в процессе межличностного взаимодействия;
5) интраперсональный – уровень самовоспитания.
В целом воспитательный процесс представляет собой взаимодействие элементов воспитания, их изменение, движение к новому качественному состоянию, к целостности.
Воспитательная система – совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру образовательного учреждения и выступающая мощным и постоянно действующим фактором.
Воспитательная система реализуется посредством организации воспитательной деятельности воспитателей и воспитанников.
Воспитательная деятельность – это деятельность субъектов воспитательного процесса (педагогов и учеников), направленная на передачу и приобретение определенного социального опыта и обретение необходимых качеств личности.
Много значит и информационное обеспечение воспитательной деятельности, позволяющее не только информировать студентов о жизни учебного заведения, но и перевести цели жизнедеятельности образовательного учреждения в личностные цели студентов.
Воспитательная работа – деятельность преподавателей по налаживанию, организации и ведению воспитательного процесса.
Воспитательное мероприятие (дело) – конкретный и законченный фрагмент воспитательной деятельности. Как правило, воспитательное мероприятие имеет разные формы: классный час, экскурсия, различные вечера, конкурсы, соревнования, игры и т. д.
Таким образом, воспитание как педагогическая категория имеет сложную организацию, составляющими компонентами которой становятся воспитатель, воспитанник, воспитательный процесс, воспитательная система, воспитательная деятельность, воспитательная работа, воспитательное мероприятие. Воспитание отличается своеобразными признаками, своими принципами и законами, требует от воспитателя максимально внимательного отношения к воспитанникам, создания условий для творческой самореализации в процессе разнообразных видов воспитательной деятельности[38].
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: