Общие закономерности и принципы воспитания
Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или на этапе какого-либо процесса
Принцип (от лат. principium – основа, начало) – 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения…
Проблема закономерностей и принципов воспитания – одна из ключевых проблем педагогики. Выявить закономерные, повторяющиеся связи в процессе воспитания, определить на их основе нормы, регламентирующие структуру, содержание, методику и технологию организации и осуществления воспитания – значит обеспечить возможность достижения желаемого результата в педагогической деятельности.
При рассмотрении проблемы закономерностей и принципов воспитания необходимо учитывать следующие обстоятельства:
1. Закономерные связи существуют объективно, однако для педагога они становятся данностью, фактом, учитываемым в его научной и практической деятельности, только тогда, когда эти связи выявлены, многократно проверены, подтверждены и объяснены. Многие закономерные связи наука (философия, социология, психология, педагогика и т. д.) уже обнаружила и интерпретировала, многое нам еще неизвестно.
2. Открытие и обоснование закономерностей начинается, как правило, с выявления противоречий. Следовательно, установление противоречия в воспитании можно рассматривать как предпосылку для поиска и изучения закономерностей.
3. В педагогике не сложилось единства мнений в определении принципов воспитания: в научно-педагогической литературе, в т. ч. в учебных пособиях, можно найти самые разнообразные по содержанию и формулировке «наборы» руководящих указаний, именуемых принципами. Нередко в качестве принципа, т. е. руководящего указания, нормативного требования, которое должен выполнять педагог, выдвигается то, что является внутренним убеждением автора. Между тем, принципом, с точки зрения педагогики, можно считать только тот вывод (указание, требование и т. д.), который основан на выявленной, подтвержденной и объясненной закономерности.
4. Существуют общие закономерности и принципы, присущие воспитанию в целом, а также частные закономерности и принципы, отражающие особенности функционирования конкретного (педагогического, учебно-воспитательного, учебного) процесса.
5. Принципы, как уже отмечалось, – это обобщенные требования к организации и осуществлению процесса воспитания. Вместе с тем в своей деятельности педагог руководствуется не только принципами, но и правилами – более конкретными предписаниями, основывающимися на опыте и результатах научно-педагогических исследований.
Общие закономерности воспитания | Общие принципы воспитания |
Цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства и правящих классов, социокультурными и этническими нормами и традициями | Принцип общественной направленности воспитания: соответствия характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, гуманистическим нормам, социокультурным, национальным традициям и нормам. Принцип субъектности – развитие способности ребенка осознавать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми и миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию |
Результаты воспитания обусловлены согласованностью педагогических воздействий, влияния объективных и субъективных факторов | Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций. Принцип учета индивидуальных и половозрастных особенностей, личностных характеристик и возможностей детей. Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий |
Позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, уважительным и требовательным отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития | Принцип личностно ориентированного подхода в воспитании. Принцип гуманистической направленности воспитания:гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, в том числе права быть самим собой; предъявление разумных и посильных требований. Принцип опоры на положительное в человеке |
Эффективность воспитания детерминирована степенью собственной активности личности, содержанием и способом организации деятельности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельностью детей | Принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально полезной и субъективно значимой деятельности. Принцип сочетания педагогического руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Принцип вариативности деятельности соответствия ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности |
Эффективность воспитания в подростковом и юношеском возрасте обусловлена способностью воспитателей понять стремление растущего человека к самостоятельности и независимости и отказаться от прямых императивных способов педагогического воздействия | Принцип сотрудничества, партнерствав воспитательных взаимодействиях, предполагающий обеспечение недидактического, «скрытого» характера воспитательных воздействий. Принцип активизации нравственно-волевых сил подростков с возбуждением непосредственного интереса к делу |
Эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей организацией системы воспитательных воздействий и взаимодействий | Принцип целостного подхода в воспитании. Принцип единства воспитания и обучения. Принцип ориентированности педагогической деятельности и взаимодействий на формирование в единстве сознания и опыта деятельности. Принцип эстетизации детской жизни |
Педагог должен знать, что:
· Принципы воспитания – это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику.
· Принципы воспитания требуют комплексного использования – не поочередно, не поэтапно, не изолировано, а одновременно и фронтально следует их применять.
· Принципы воспитания не бывают главными и второстепенными – они все важны.
· Принципы воспитания – это не рецепты и не правила, они не заменят знаний, опыта, мастерства педагога.[34]
ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ: