Воспитание успехом
Есть разные подходы к воспитанию – жёстко-дисциплинарный (устранение недостатков), фронтально-отстранённый, построенный на тотальном контроле, приказе и требовании, либерально-безразличный, псевдодемократический. Все эти подходы, не базируясь на принципе природосообразности, осуществляются без учёта психологии ребёнка, поэтому, как правило, несостоятельны.
Важнейшее открытие второй половины XX века – внедрение в практику принципа воспитания успехом. Суть его в том, что педагог, работая с учеником, стремится как можно глубже понять его, осмыслить его особенности, опираясь на его достоинства, ценности, мечты, потребности, развивать самые малые ростки успеха. Для этого необходимы увлечённость педагога своей работой, высокий профессионализм, способность к эмпатии (сопереживанию) и рефлексии, умение создавать среду возможной успешности, когда каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус победы[33].
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
СМИРНОВ В. И.
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА