ЛИЗИНСКИЙ В.
ПРИНЦИПЫ, НОРМЫ И ПРАВИЛА УСПЕШНОГО
ВОСПИТАНИЯ
Принцип толерантности
Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека на ошибку и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Культура и философия толерантности базируются на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, своё отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. Задача учителя в том, чтобы изучить особенности поведения школьника и оказать ему необходимую педагогическую поддержку.
Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных принципов:
• все работники школы и родители в общении с детьми должны проявлять доброжелательность, терпение, уважение к ученикам;
• педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других;
• оценки должны способствовать развитию ребёнка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках учителя;
• воспитание невозможно без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.
Демократизм в воспитании
Демократизация воспитательного процесса предполагает:
• учёт интересов всех участников воспитания;
• поощрение и поддержку самодеятельности и самоуправления;
• формирование паритетных отношений вместо административно-командных;
• принятие педагогическим сообществом норм и правил, которые должны осознанно и неукоснительно выполняться;
• готовность педагогов и администрации к равноправному партнёрству со всеми участниками педагогического процесса;
• готовность к защите интересов меньшинства, способность к переговорам, соглашениям и договорам в интересах дела;
• переход от субъект-объектных отношений к субъект-объект-субъектным.
Сочетание фронтального и индивидуального подхода
В воспитании
Коллективно-продлённые или одноразовые творческие дела способствуют сплочению коллектива, осознанию принадлежности к данному коллективу, умению взаимодействовать с другими и сравнивать себя с ними, определять своё место в коллективе, совместно вырабатывать ценности коллективной жизни. Но не менее значима индивидуальная деятельность педагога с учениками и родителями.
Сочетание продуктивно-деятельностного подхода