ЛИЗИНСКИЙ В.

ПРИНЦИПЫ, НОРМЫ И ПРАВИЛА УСПЕШНОГО

ВОСПИТАНИЯ

Принцип толерантности

Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека на ошибку и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Культура и философия толерантности базируются на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, своё отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. Задача учителя в том, чтобы изучить особенности поведения школьника и оказать ему необходимую педагогическую поддержку.

Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных принципов:

• все работники школы и родители в общении с детьми должны проявлять доброжелательность, терпение, уважение к ученикам;

• педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других;

• оценки должны способствовать развитию ребёнка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках учителя;

• воспитание невозможно без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.

Демократизм в воспитании

Демократизация воспитательного процесса предполагает:

• учёт интересов всех участников воспитания;

• поощрение и поддержку самодеятельности и самоуправления;

• формирование паритетных отношений вместо административно-командных;

• принятие педагогическим сообществом норм и правил, которые должны осознанно и неукоснительно выполняться;

• готовность педагогов и администрации к равноправному партнёрству со всеми участниками педагогического процесса;

• готовность к защите интересов меньшинства, способность к переговорам, соглашениям и договорам в интересах дела;

• переход от субъект-объектных отношений к субъект-объект-субъектным.

Сочетание фронтального и индивидуального подхода

В воспитании

Коллективно-продлённые или одноразовые творческие дела способствуют сплочению коллектива, осознанию принадлежности к данному коллективу, умению взаимодействовать с другими и сравнивать себя с ними, определять своё место в коллективе, совместно вырабатывать ценности коллективной жизни. Но не менее значима индивидуальная деятельность педагога с учениками и родителями.

Сочетание продуктивно-деятельностного подхода