Педагогическая поддержка
Современные гуманистические воспитательные системы при разных концепциях, положенных в их основу, так или иначе выводят на идею педагогической поддержки, которая получает все более широкую известность в педагогике. Понятие «педагогическая поддержка» имеет различное содержание. Так называют деятельность различных служб общества, занимающихся охраной и защитой социальных прав детей.
Но в интересующем нас смысле педагогическая поддержка – это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигатьжелаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О. С. Газман).
Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.
Автор этой концепции О. С. Газман определил это направление как педагогику свободы, цель которой – разработать средства для формирования свободоспособной личности.
Проблема образования личности в педагогике свободы ступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс – как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Достойная человека цель воспитания – развитие его как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от всех, а как такая свобода которая реализуется через ответственное служение другим, обнаруживается в связях с другими людьми.
Педагогика поддержки – это реальная «понимающая» педагогика, которая в отличие от педагогики воздействия может эффективно решать задачи изменения личностных качеств ребенка и взрослого, поскольку они оба гибко меняют свое поведение и сообща строят пространство сотрудничества.
Назовем условия обеспеченияпедагогической поддержки:
· согласие ребенка на помощь и поддержку,
· опора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них;
· ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
· совместность, сотрудничество, содействие;
· конфиденциальность (анонимность);
· доброжелательность и безоценочность;
· безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
· реализация принципа «не навреди»;
· рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Профессор В. П. Бедерханова выделила факторы,обусловливающие развитие гуманистической позиции педагога.
1. Субъективные, или личностные,внутренние, связанные с самоосознанием педагога, его самоактуализацией, принятием им основных гуманистических ценностей, развитием рефлексивных и проективных способностей; направленностью, компетентностью, умелостью, удовлетворенностью, творчеством. Эту группу факторов можно описать через следующие признаки:
· потребность в личностном саморазвитии; принятие себя и ребенка;
· позитивное ценностное отношение к себе;
· отношение к другому как самоценности;
· уверенность в возможностях и способностях каждого ученика;
· установка на личностное поведение вместо ролевого; отказ от «долженствования» и соответствия чужим ожиданиям;
· мотивационная направленность на другого;
· готовность к открытому общению;
· установка на диалог;
· способность открыто выражать свои чувства;
· эмоциональная саморегуляция;
· способность к взаимодействию; эмпатийное понимание вместо оценочного; чувство эмоционального настроя группы и человека, принятие его;
·восприимчивость к мере изменений, происходящих в личности и ее деятельности;
·осознание ответственности за собственный выбор;
·педагогический такт, деликатность;
·общая положительная направленность на педагогическую профессию.
2. Объективные, или внешние,связанные с требованиями профессиональной деятельности, осуществляемой в гуманистической парадигме. Они выступают регулирующей основой профессионального и личностного самоопределения и развития педагога, который:
·ориентирован на развитие ребенка (ученика, воспитанника, студента);
·создает условия для самоопределения, самореализации, помогает в личностном развитии; актуализирует мотивационные ресурсы человека;
·владеет технологией индивидуальной и групповой работы, активно участвует в групповом взаимодействии; выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;
·умеет работать в диалогических формах и ситуации выбора;
·обеспечивает сотрудничество в принятии решения между всеми участниками образовательного процесса; использует договор как способ взаимодействия с другими людьми; умеет «работать с целями» разных участников взаимодействия; создает доверительную атмосферу во взаимодействии;
·хорошо знает самого себя, анализирует результаты собственной деятельности; способен ее перестраивать; учиться, самостоятельно решать свои проблемы;
·способен брать на себя ответственность.
3. Объективно-субъективные,связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления образовательной системой, со следующими признаками:
·наличие рефлексивно-инновационной среды в образовательной системе; совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками;
· атмосфера образовательного учреждения, характеризующаяся доверительностью, открытостью, совместной деятельностью детей и взрослых, совместным творчеством; организация личного опыта жизни и работы самих взрослых в условиях свободы и ответственности; «проживание в гуманистической парадигме» (сборы, клубы, организация отдыха, проведение обучающих семинаров);
· объективизация в педагогическом сообществе личностных ценностей и смыслов; наличие обратной связи в информации о состоянии, развитии, трудностях и проблемах всех членов образовательного процесса; психологизация всего образовательного процесса;
· управление по «горизонтальному принципу»; личностно ориентированный подход в организации методической службы; открытость образовательной системы, включение в анализ деятельности общественной экспертизы как средства гуманитарной поддержки.
Рассмотрим этапы педагогической поддержки.
Диагностический – фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.
Поисковый – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»).
Договорный – проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.
Деятельностный:
а) действует сам ребенок: со стороны педагога – одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы;
б) действует сам педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая безотлагательная помощь школьнику, подстановка себя вместо ребенка.
Рефлексивный – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация (фиксирование) факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
Для любого человека характерно ожидание поддержки или готовность ее проявить – нравственной ли она будет, психологической или педагогической (или даже материальной), зависит от задач и условий деятельности. Особенно она необходима (и ожидаема) в ситуациях поиска и выбора (самоопределения), а в таких ситуациях ребенок оказывается постоянно, поскольку многое из того, что он делает, он делает впервые при минимуме опыта.
Для ребенка разрешение проблемы – это не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но и своеобразный тренинг, проводимый не в специально созданных условиях с игровыми конфликтами, а в реальной ситуации егожизнедеятельности. Каждый реальный позитивный результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активности самого ребенка, – это его позитивный опыт выстраивания отношений к себе как к субъекту, деятелю, который может управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свое же волю, активность.
Педагогическая поддержка не гарантирует, что всегда будет достигнут результат, желательный и легкий для обучающего или воспитывающего. Но минимальный результат педагогической поддержки будет заключен в том, что ребенок всегда будет иметь шанс исследовать собственную проблему, осуществлять действия по ее разрешению и получит возможность соотнести собственный выбор с теми последствиями, которые он за собой повлечет.
Существует этика поддержки– объяснение воспитанникам с помощью этических понятий единства педагогических и нравственных норм поддержки.
О. С. Газман выдвинул следующие гуманистические максимы(или принципы)воспитания как наиболее важные:
· ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
· самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка;
· всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
· все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;
· не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
· дети – носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание – диалог культур;
· не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;
· доверяя – не проверяй!
· признавай право на ошибку и не суди за нее;
· умей признать свою ошибку;
· защищая ребенка, учи его защищаться;
· оказывая поддержку, представь себя на месте ребенка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе, ребенку.
Выделение педагогической поддержки в особое направление в профессиональной педагогической деятельности влечет за собой изменение позиции педагога с «борьбы с ...», на позицию – «я помогу тебе»[32].
ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ: